ШАОЛИЬСКИЙ "ВHУТРЕHИЙ ЦИГУН"

ШАОЛИЬСКИЙ "ВHУТРЕHИЙ ЦИГУН"

1. Общая характеристика

Шаолиньский "внутренний цигун" возник на основе статических упражнений учения чань, ушу и медицинской практики. Он обладает способностью совершенствовать как "внутреннее", так и "внешнее". Многие годы монахи Шаолиня вели упорные исследования, широко использовали достижения других школ и направлений, в результате чего и появился уникальный шаолиньский цигун. Вековая практика свидетельствует о том, что цигун, помимо широкого применения в боевых искусствах, обладает способностью "регулировать" функционирование организма человека, "уравновешивать" инь и ян, "регулировать дух (сердце)", ци (дыхание) и тело, за счет "прочищения" энергетических каналов и регулирования тока ци и крови, а также наполнения тела "главной ни", "защитной ци", "изначальной и" способствует достижению естественного свободного физического состояния, душевного подъема и долголетия. Кроме того, цигун является хорошим средством профилактики ряда хронических заболеваний, как например, гипертонии, диабета, цирроза печени, а также заболеваний сердца, желудка, глаз, нервной системы, нарушений психики.

2. Осноные принципы "внутреннего цигун" Шаолиньские монахи за более чем тысячелетний период накопили богатейшие знания по теории и практике цигун. Отличительными чертами шаолинъского "внутреннего цигун" являются следующие принципы: "покой содержит движение", " в боевых приемах использовать ни", "в цигун применять боевые приемы", "комплексно применять цигун и ушу". Всего же существует пять основополагающих принципов шаолиньского цигун: покой, расслабление, тонкость и равномерность, постоянство и трехразовые занятия.

1) Покой Во время занятий цигун необходимо полное сосредоточение. Древние говорили: "а возникшую перед вами небожительницу не обращать внимание, игры дракона во дворе не замечать, лезвия клинка, коснувшегося вашего горла, не пугаться. еобходимо уподобиться одинокому путнику, бредущему в глухих горах". Иными словами, во время занятий цигун нужно избавиться от всех посторонних мыслей, добиться максимального сосредоточения, ввести мозг в состояние истинного " покоя". Это достигается путем сосредоточения мысли на даньтяне". Даньтянь у мужчин представляет собой "хранилище семени", у женщин полость матки. Даньтянь полый орган человека, в котором концентрирует ци. В древности считалось, что даньтянь может поглотить сотни болезней". Поэтому "сосредоточение на даньтяне" важнейший прием и принцип занятий цигун. Правило искусства кулачного боя требует: "Кончик языка поднимите к небу и впитывайте истинную ни, ци опускайте в даньтянь и накапливайте там". Во время занятий цигун необходимо, во-первых, чтобы кончик языка касался верхнего неба, во-вторых, чтобы ци направлялась в даньтянь. Впитывание и осуществляется за счет "мысли". Только полный "покой" мозга способен предотвратить утечку и распыление "главной", "защитной", "изначальной" ци. В трактате "О внутреннем" говорится: "и управляет кровью, кровь является матерью ци". Если и циркулирует беспрепятственно, то и кровь не встречает помех; если кровь здоровая, то и ци сильная; если и движется быстро, то кровь заболевает. Иными словами, кровь это сила, укрепляющая ни, а ни это субстанция, направляющая кровь. Понимание этого очень важно для занятий цигун. Впитывание ни означает на- капливание силы, потеря ци означает потерю энергии. Достаточное количество ци равноценно достаточному количеству силы. и - это "семя", ци - это сила. "Сосредоточение на даньтяне" представляет немалую трудность для начинающих. Особенно сложно на первых порах научиться погру- жению в состояние покоя, концентрации мысли. Однако наши пред- шественники оставили нам свой бесценный опыт, позволяющий овла- деть этим приемом. апример, можно научиться "сосредоточиваться на даньтяне", считая про себя от одного и дальше, обычно до десяти тысяч, Многократные тренировки, как правило, приводят к нужному результату. Достаточно эффективен и способ подсчета дыхательных циклов (вдох и выдох -- один цикл). Древние говорили: "Покой при- ходит через чистое сознание". Коща достигаешь сосредоточения, сердце и мысли погружаются в абсолютный покой.

2) Расслабление "Расслабление" означает расслабление всех мышц тела во время занятий ци- гун. Во время занятий ушу монахи для отражения атак соперника используют удары руками и ногами. Для этого необходимо уметь "регулировать" ци, то есть перемещать ее снизу вверх и сверху вниз, слева направо и справа налево. Этот навык называется "сменой ци". Для успешного осуществления "смены ци" надо рассла- биться. В напряженном состоянии переместить ("сменить") и чрезвы- чайно сложно. В этом и заключается роль расслабления в цигун.

3) "Тонкость" и равномерность Во время занятий цигун дыхание должно быть глубоким и про- должительным, а также "тонким" и равномерным. Правило кулачного боя гласит: "При движении вверх дыхание достигает максимально вы- сокой точки, при движении вниз -- подошвы ног". Выдох должен быть максимальным) вдох -- полным, а дыхание в целом -- "тонким" и равномерным. Исключается резкое и "грубое" дыхание, резкое и "тонкое" дыхание, резкое и продолжительное дыхание, резкое и ко- роткое дыхание. и в коем случае не допускается сочетание продол- жительного вдоха и короткого выдоха, продолжительного выдоха и короткого вдоха. Оба элемента дыхательного цикла должны быть оди- наково "тонкими" и одинаковой продолжительности-

4) Постоянство Цигун требует постоянства. ичто не должно мешать занятиям: ни пронизывающий холод, ни страшная жара, ни тяжелая болезнь, ни другие препятствия. Ци- гун должен быть неотъемлемой частью жиз- ни, которая продолжается изо дня в день, из года в год. История знает немало имен известных мастеров цигун, которые могут служить примером постоянства. Один из них -- монах Дин Цю, живший в эпоху Суп. Он занимался ежедневно в течение 15 лет. Чтобы побороть сон во время ночных занятий. Лип Цю подносил к глазам настойку из острого перца. В результате он добился серьезных результатов в "жестком" цигун: мог рукой разбивать камни, пальцем пробивать дырки в стене.

5) Трехразовые занятия Заниматься цигун следует трижды в день: утром, в полдень и ночью.

а) Утренние занятия

В течение ночи в организме человека "оседает" "отработанная" в процессе дневной активности и накопленная в результате обмена ве- ществ "грязная" и. Утренние занятия цигун позволяют, во-первых, размять мышцы и кости, вывести "грязную" ци, во-вторых, -- наб- рать свежую ци, нормализовать функционирование внутренних орга- нов, активизировать "дух". Для занятий лучше всего выбрать ровную площадку посреди зелени или на берегу реки. Сначала рекомендуется выполнить легкую разминку, например "12 форм для мышц и каналов", немного пройтись (несколько сот метров) и подготовиться к основ- ной части занятия, то есть разработать конечности, мышцы и суста- вы с целью обеспечить полноценную циркуляцию крови и нормальный обмен веществ. Затем в позе "всадника" расправьте грудь, выполни- те вращение корпусом, шеей и головой. После этого можно перехо- дить к отработке резких движений кулаками, вытянутыми руками и поднятыми локтями. Ежедневно выполняйте по пять вышеописанных циклов, постепенно переходя к "легкому" цигун, "пробежкам по сте- не", акробатическим упражнениям и упражнению "цветы абрикоса".

б) Дневные занятия

В течение первой половины дня человек, как правило, теряет состо- яние покоя, утрачивает часть ци и утомляется. Дневные занятия призваны помочь ему в "регулировании" ци, в возвращении в состоя- ние покоя. Однако они не должны быть слишком долгими. Оптимальная продолжительность дневных занятий составляет 10 -- 15 минут. Они должны проводиться не раньше, чем через 30 минут после еды и включать "стояние столбом" и "жесткий" цигун.

в) очные занятия

очные занятия также называют "занятиями под звездами", поскольку их следует начинать после появления на небе звезд. Древние гово- рили, что во время утренних занятий выводится "старая" и и наби- рается новая, во время дневных занятий -- " регулируется" ни, снимается напряжение, во время ночных -- все погружается в тиши- ну, сознание очищается, "сердце" сосредоточивается. и концентри- руется, а напряжение рассеивается. По опыту предыдущих поколений мастеров цигун в ночное время наиболее целесообразно заниматься "стоянием столбом" и "жестким" цигун.

3. Примечания

1) Утренние занятия с "выведением" "старой" ци и "набиранием" "новой" следует проводить на свежем воздухе. Во избежание попада- ния в легкие "мутной" ни, что может привести к серьезному наруше- нию здоровья, категорически не допускается заниматься в местах с загрязненным воздухом.

2) Hельзя заниматься "внешним" цигун сразу после еды или натощак.

3) "Внешним" цигун также не рекомендуется заниматься в состоянии опьянения или в плохом настроении.

4) Занятия "внутренним" и "внешним" цигун должны проводиться в строгом соответствии с определенной последовательностью, с соблю- дением всех требований к позам и положению тела.

5) а занятиях цигун положительно сказывается регулярное усиленное питание, а также все, что способствует хорошему физическому сос- тоянию и высокой сопротивляемости организма.

6) Занятия "внешними" цигун противопоказаны женщинам в период менструаций, людям, крайне обессиленным, а также больным гиперто- нией, сердечными заболеваниями, туберкулезом, в реабилитационный период после тяжелой болезни и при высокой температуре.

4. "Сосредоточение на даньтяне" Даньтянь -- основа всего цигун, источник "семенной ци", мес- то, глс накапливается и откуда распространяется по всему телу "главная ци", "защитная ци" и "семенная ци". Каждый, кто занима- ется цигун, должен хорошо представлять, где находится даньтянь, и цигун, должен хорошо представлять, где находится дань- тянь, и владеть приемами "опускания" ци в даньтянь и управления ей.

1) Место расположения даньтянь

Существует несколько точек зрения по этому вопросу. Одни считают, что точка даньтянь расположена в трех цунях (9,99 см) строго вниз по вертикали от пупка, и называют ее также точкой гуаньюань. Дру- гие полагают, что она находится на расстоянии 1 цунь 5 фэней (4,98 см) от пупка, и называют ее точкой пихай. Также существует мнение, что дантянь -- это участок нижней части живота. Дискуссии на эту тему между различными школами и направлениями ведутся на протяжении многих лет. В Шаолине даньтянем всеша называли точку гуаньюань.

2) "Сосредоточение на даньтяня"

"Сосредоточиться на дантяне" значит в соответствии с принципом "мысль" ведет ни собрать всю ци в даньтяне путем полной мысленной концентрации на точке гуаньюань. Оптимальное время для отработки этого упражнения с 5 до 7 часов утра, с 9 до 10 часов утра, с 2 до 3 часов дня и с 10 до 11 часов вечера. Продолжительность однократного "сосредоточения" для начинающих не должна превышать 10 -- 30 минут. Через год можно увеличить продолжительность до 30 -- 60 минут, и с 5 до 7 часов утра и с IQ до 11 часов вечера и несколько больше.

3) "и покидает даньтянь"

Когда вся ци мысленно собрана в даньтяне, необходимо сократить живот и удерживать "защитную" "изначальную" ци. Затем с помощью движений производится " выброс" ци из даньтяня. Процесс "выброса" еще называют "инициированием энергии". При выполнении движений правой частью тела "выброс" и осуществляется вверх, при движении нижней части тела и резко устремляется вниз. При движении, совер- шаемом одновременно всем телом, энергия "взрывается" подобно вул- кану, стремительно поступает во все члены, наполняя их большой силой и сообщая быстроту молнии. Синхронность начала движения и "выброса" Ци достигаются в результате продолжительных тренировок. ачинающим рекомендуется делать это постепенно. Сначала отрабатываются движения кистями, потом -- стопами. Через несколько месяцев можно переходить к дви- жениям бедрами, локтями, коленями, а затем -- и всем телом, а также к прыжкам. Достигнув большой мощи, переходят к следующему этапу: втыкание пальцев в песок, дробление кирпичей ладонью, про- тыкание пальцем стены; к упражнениям "кулак-алмаз", "палец-золо- то" Дальнейшее совершенствование включает упражнения для стоп и ног, например, с металлическими утяжелениями или бинтование ног чулка с песком. После этого любые прыжки совершаются с естествен- ной легкостью, не страшны никакие преграды, будь то крыша дома или горный ручей.

5. "Медитация (созерцание) в покое" Родоначальником "медитации в покое" стал монах Даме, поло- живший в Шао- лине начало чань-буддизму. Почти полуторавековая практика многих поколений монахов привела к созданию уникальной методики "пестования жизни", с помощью которой можно успокаивать" "сердце и ум", избавляться от травмирующего воздействия эмоций, заболеваний внутренних органов, достигать долголетия. "Медитация в покое" является важной составной частью шаолиньского "внутрен- него" цигун, которой владеет каждый монах. Главной целевой уста- новкой чага-будд изма является достижение "пустоты". "Медитация в покое" выполняется в положении сидя, стоя и лежа.

1) Медитация в положении сидя

Медитация в положении сидя может осуществляться в следующих по- зах: сидя на стуле, "полулотоса", "лотоса" и в позе "срезанный цветок".

а) Поза сидя на стуле

Сядьте на край скамьи или стула, нош поставьте на всю ступню так, чтобы угол в коленях составлял 90°. Руки свободно положите на бедра. Корпус держите прямо, глаза прикройте и смотрите на кончик носа. Кончик языка поднимите к верхнему небу, сосредоточьтесь на даньтяне (область ниже пупка) (рис. 1). Сначала выполняйте упраж- нение не более 30 минут, а затем постепенно увеличивайте время.

б) Поза "полулотоса"

Сядьте на подстилку из рогожи или на деревянный столик, левую но- гу положите на коленный сустав правой ноги так, чтобы подошва смотрела вправо, а пальцы -- вперед. Стопу правой ноги положите под коленный сустав левой. аложив правую кисть на левую ладонями вверх, поместите руки перед животом на уровне пупка. Пальцы дер- жите сомкнутыми, большие пальцы отведите. Корпус держите прямо; глаза прикройте и смотрите на кончик носа; рот закройте, не нап- рягая; кончик языка поднимите к верхнему небу, дышите носом, сос- редоточьтесь на даньтяне (рис. 2). ачните с 30 минут и постепенно доводите продолжительность упражнения до двух часов.

в) Поза "лотоса"

Сядьте на подстилку из рогожи или на широкий деревянный столик. Внешнюю щиколотку правой ноги поместите на левое колено, а внеш- нюю щиколотку левой ноги -- на правое колено. Корпус держите пря- мо, глаза прикройте и смотрите на кончик носа, рот закройте, но не напрягайте, кончиком языка коснитесь верхнего неба, расслабьте поясницу. Руки положите на основание бедер (рис. 3). "Ведите" ци из даньтяня вверх к точке байхуэй, вниз по позвоночнику, а затем, разделив ее на два потока" дальше вниз по внешним сторонам таза через точку куньлунь до центра подошв и обратно в даньтянь. Отработав это упражнение, руки можно перенести в положение перед животом, как при медитации в позе "полулотоса". г) Поза "срезанный цветок" Седьте в позу "лотоса" на подстилку из рогожи или на достаточно широкий деревянный стол так, чтобы пальцы ног были направлены вперед. Корпус держите прямо, руки поместите пе- ред животом, как при выполнении упражнения в позе "полулото- са". Глаза прикройте и смотрите на кончик носа; рот закройте, но не напрягайте; кончиком языка коснитесь верхнего неба, дышите носом (рис. 4). Выполняйте упражнение в течение получаса. Медитация в позе "срезанный цветок" -- достаточно простое упражнение и пользуется широкой популярностью.

2) Медитация в положении стоя

Расставьте ноги на ширину плеч, носки слегка сведите внутрь. Руки поднимите до уровня плеч ладонями внутрь, пальцы держите свобод- но. Расстояние между ладонями должно составлять около 1 чи (33 см). Положение рук должно быть таким, как будто вы обхватили мяч. Затем медленно опускайте руки вниз до нижней части живота. Повер- ните их ладонями внутрь и соедините кончики средних пальцев. Стойте все время прямо, прикройте глаза и смотрите на кончик но- са. Сосредоточьтесь на даньтяне (рис. 5).

3) Медитация в положении лежа

а) Положение лежа на спине Лягте на кровать на спину, ноги сво- бодно вытяните. оски ног должны быть естественно направлены во внешние стороны. Руки положите вдоль туловища ладонями вниз, пальцы слегка согните. Глаза прикройте и смотрите на кончик носа. Рот закройте, но не напрягайте, кончик языка поднимите к верхнему небу, дышите носом. Сосредоточьтесь на даньтяне (рис. 6).

б) Положение лежа на боку Лягте на кровать на правый бок. оги согните так, чтобы они образовали с корпусом тупой угол. Левая нога должна находиться на правой и слегка выступать вперед. Руки положите перед собой: правую -- ладонью вверх, левую -- ладонью вниз. Голову немного нагните. Положение тела должно напоминать позу "богомола". Глаза прикройте и смотрите на кончик носа. Рот закройте, но не напрягайте, дышите носом. Сосредоточьтесь на даньтяне. Выполняйте упражнение в течение получаса. Медитация в поло- жении лежа на боку -- достаточно простое упражнение. Оно дает по- ложительный терапевтический эффект при заболеваниях сердца и нервной системы.

6. Упражнение "десять отрезков" Упражнение "десять отрезков" относится к методикам "внутрен- него" цигун, выполняемым в положении стоя, и характеризуется та- кими особенностями, как "абсолютный покой", расслабление и "рабо- та мысли". Длительное выполнение этого упражнения позволяет выле- чивать различные заболевания, а при высокой степени владения со- ответствующими навыками -- с помощью "мысли" контролировать пове- дение человека. Для занятий необходимо выбрать тихое место. Расставьте ноги на ширину одного шага, руки согните в локтях, ладони наложите друг на друга, пальцы соедините вместе и согните. Поместите кисти у живота на 1 цунь (3,33 см) ниже пупка. Расправьте грудь, прикройте глаза и смотрите на кончик носа, дышите носом. Кончик языка поднимите к верхнему небу. Сосредо- точьтесь на даньтяне. Перед началом упражнения трижды проведите ни по кругу. В книге "Квинтэссенция боевого искусства Шаолиня" говорится: "Занимающиеся статическим упражнением "десять отрезков" должны каждое утро принимать внутрь по 64 таблетке "пилюль, открывающих совершенство". Затем необходимо выждать, пока пилюли растворятся. В это время вбирайте и носом и мысленно направляйте в нужное мес- то. Каждый "отрезок" выполняется на несколько дыхательных циклов с постепенным увеличением продолжительности. Для удобства засе- кать время можно по курительной свече: каждый "отрезок" выполня- ется, пока она не сгорит на 1 цунь (3,33 см), максимальная про- должительность выполнения "отрезка" -- 2 цуня (6,66 см) свечи. Упражнение выполняется три раза в день в течение 10 месяцев. Пер- вый "отрезок"', "накинув шкуру, держаться за посох". Сосредоточь- те внимание на 2-ом позвонке вверх от точки вэйлюй. Ведите и от верхней части спины до кончиков пальцев. Второй "отрезок"', "оди- ноко стоящий страж ворот". Сосредоточьте "мысль" на шее. Ведите ци от середины подошв к локтям, вокруг точки шаньчжун, через точ- ку иньтан к макушке, затем вниз в руки и обратно в даньтянь. Третий "отрезок"', "опускающийся дракон". Сосредоточьте "мысль" на точке фэнфу. Ведите ци от живота в одну руку, а затем -- медленно вниз обратно в дантянь. Четвертый "отрезок"'. "тигр готовится к прыжку". Сосредоточьте "мысль" на точке фэнфу. Ведите ни от спины к плечам, а затем в обе руки и кисти. Верните ци в даньтянь. Выполните несколько раз. Пятый "отрезок"', "вся земля и небо". Сосредоточьте "мысль" перед точкой вэйлюй в середине мо- шонки. Видите ци от точек юнцюань через все тело до точки байху- эй. Затем -- через руки и центральную линию груди обратно в дань- тянь. Шестой "отрезок"'. "сидячий тигр". Сосредоточьте "мысль" на точке жэньмай. Проведите ци по все- му телу: сначала по центральной линии груди вверх до точки байху- эй, затем -- в точку хуэйинь и в ноги до точек юнцюань. Верните ци в даньтянь. Седьмой "отрезок"', "глоток дракона". Сосредоточьте "мысль" на точке тяньлингай. Ведите и от пяток по передней центральной линии до макушки, затем -- вниз через точку шаньчжун в даньтянь. Восьмой "отрезок"', "управляя ветром, переправься через реку". Сосредоточьте "мысль" за пупком. Ведите ци сверху спины по позвоночнику через макушку до точки цянъцзянь, вокруг точки байхуэй, через точку шаньчжун обратно в даньтянь. Девятый "отрезок"', "запутанная дорога". Сосредоточьте "мысль" на точке минмэн. Ведите ци от середины спины вниз через точку минмэн, затем "поверните" к точке янлин, а затем - к точкам юнцю- ань на подошвах. Тем же путем ведите ци обратно вверх. За- тем - по центральной задней линии, вокруг точки байхуэй вниз к точке шаньчжун. Медленно верните ци в даньтянь. Десятый "отрезок"', "наблюдение пустоты". Сосредоточьте "мысль" на пустом пространстве кольца, образованного пальцами. Проведите ци по всему телу, а затем верните в даньтянь.

7. Застой крови и ци и его устранение У начинающих практиковать сосредоточение на даньтяне в ре- зультате ошибок при выполнении упражнений или в связи с потерей контроля над "мыслью" может произойти застой ци или начаться дви- жение ци вспять. Если во время сосредоточения вздувается живот, появились боли или общее недомогание, то вернуть нормальное сос- тояние можно с помощью самомассажа или уколом иглы. Если в нижней части живота появились боли или произошло его вздутие, нажмите 5 -- 7 раз средним пальцем на точку цихай или на точку гуаньюань, а затем помассируйте живот в вертикальной плоскости 1 -- 3 минуты. Также можно воздействовать на эти точки круглой иглой. Эти проце- дуры способствуют восстановлени" нормального состояния. Однако самый эффективный способ устранения застоя ни -- правильное вы- полнение упражнений: "чистота сознания и сосредоточенность мыс- ли", согласованное ведение мысли и ни. В шаолиньском цигун, как и в других направлениях) в случае нарушения принципов и правил может начаться движение ни вспять, произойти нарушение функций внутренних органов. Поэтому специаль- но для начинающих приводим несколько способов устранения "откло- нений".

1) "Гора Тайшань давит на темя"

Ощущение скопления ци, распухания и болей, тяжести в голове. Для устранения этого "отклонения" рекомендуется выполнить упражнение, способствующее общему или частичному расслаблению. Также можно, в зависимости от состояния, применить метод "послабления" и "попол- нения", пальцем произвести точечный массаж точек тайян, фэнчи, хэгу и юнцюань (30 -- 50 прикосновений).

2) "Вязкий застой во лбу"

Ощущение скопления и во лбу, как будто на лоб наклеен пластырь. Для устранения этого "отклонения" можно выполнить первый из "де- сяти отрезков" -- "накинув шкуру, держаться за посох", который способствует частичному расслаблению мышц. Также рекомендуется способ "послабления", массаж пальцем точек шансин, тайян, фэнфу и куньлунь.

3) "и опоясало тело"

Все тело горит, как будто опоясано "горячей ни". Это "отклонение" устраняется с помощью упражнения "ветер качает иву" или массажа точек байхуэй, цюйчи, пихай и саньли.

4) "Сердце волнуется, мысли путаются"

Это "отклонение" устраняется с помощью первого и второго упражне- ний комплекса "тринадцать форм" или массажа точек нэйгуань, шэнь- мэнь, синьшу и сан* ли.

5) Холод или жар в груди и в спине

Почувствовав в груди или спине сильный жар или леденящий холод, следует немедленно прекратить выполнение упражнения. В случае по- явления ощущения холода следует принять теплую ванну, в случае появления жара необходимо провести самомассаж точек дачжуй, фэн- чи, цюйчи и саньиньцзяо.

6) Ощущение тяжести и сонливость

Во время выполнения упражнений в положении сидя или лежа непроиз- вольно может возникнуть сильное желание спать. Для устранения этого симптома наставник или инструктор должны осуществить массаж точек жэньчжун, байхуэй, хэгу.

7) Онеменение ног

Это "отклонение" устраняется выполнением упражнений на "пополне- ние", а также массажем точек линцюань и саньли.

8) Ощущение сдавливания головы и одеревенение языка Устранить эти "отклонения" можно путем выполнения упражнений "ветер качает иву", или "восемь отрезков парчи", а также массажем точек цзячэ, байхуэй и хэгу.

9) "Вспучивание" в области даньтянь

Это "отклонение", сопровождаемое ощущением скопления большого ко- личества ни в нижней части живота, устраняется массажем точек тяньшу, пихай, саньли н юнцюань.

10) Чрезмерная активность ци

Чрезмерная активность характеризуется сильным выбросом ци изо рта при выдохе и ощущением стремительного поступления потока ни не- посредственно в дан- тянь при вдохе. Это "отклонение" обычно соп- ровождается сильным волнением. Для его устранения необходимо сме- нить упражнение или перейти к естественному дыханию. Также реко- мендуется провести массаж точек шэньмэнь, пихай, саньди июнцюань.

а) Тошнота

Если во время занятия вы почувствовали, что ци устремляется вверх, желудок как будто выворачивается, и вас начинает тошнить, необходимо перейти к выполнению упражнения на медитацию в положе- нии лежа или пальцем помассировать в направлении сверху вниз точ- ки чжунвань, пихай и саньли.

Содержание

Московская Центральная Школа Седокан Айкидо http://www.shodokan.narod.ru

Размещенные материалы не несут коммерческого характера.

При использовании материалов с данного ресурса автор будет благодарен за размещение ссылки на этот сайт

http://www.shodokan.narod.ru

Rambler's Top100Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Яндекс цитирования alt=""