Московская Центральная Школа Седокан Айкидо - Библиотека

УЧЕНИЕ К У Н Ц З Ы.

( КОНФУЦИАНСТВО )
 Почти одновременно с философскими книгами Лао Цзы и его
учеников появилась в Китае и другая группа философских сочинений,
восходящих к родоначальнику другой господствующей религии Китая -
Кун Цзы, или Конфуцию. Философия Конфуция и школа, ведущая от
него свое происхождение, коренным образом отличаются от
философской системы Лао Цзы.
 Классические конфуцианские книги распадаются на "Пятикнижие"
("У-цзин") и "Четверокнижие" ("Сы-шу"). Эти книги далеко не все
могут считаться религиозными. Некоторые из них к религии не имеют
никакого отношения.
 Классическое "Пятикнижие" - еще и сейчас основной канон
конфуцианской религии - состоит из следующих сочинений:
древнейшая книга - "И-цзин" ("Книга перемен") - сборник
магических формул, заклинаний; "Шу-цзин" ("Древняя история") -
история легендарных императоров; "Ши-цзин" ("Книга песнопений") -
сборник древней поэзии, отчасти космологического и
мифологического содержания (в последней из четырех частей
сборника "Ши-цзин" есть и чисто религиозные песни или гимны,
исполнявшиеся в связи с религиозными обрядами и
жертвоприношениями); "Ли-цзи" ("Книга церемоний") - описание
многочисленных церемоний, обрядов, далеко не все из которых имеют
религиозное значение; последняя книга, "Чун-цю" ("Книга весны и
осени"), - это хроника одного из китайских княжеств, очень
краткая, никаких религиозных элементов не заключающая.
 "Сы-шу" ("Четверокнижие") состоит из следующих книг: "Дао-сюе"
(Великое учение") - учение о самоусовершенствовании человека,
изложенное по Конфуцию одним из его учеников; "Чжун-юн" ("Книга о
середине") - учение о необходимости соблюдать во всем гармонию и
не вдаваться в крайности; "Лун-юй" - книга изречений и афоризмов
Конфуция и его учеников; "Мэн Цзы" - учение философа Мэн Цзы,
самого выдающегося из позднейших учеников Конфуция.
 В чем сущность конфуцианских сочинений? Основное содержание
учения Конфуция - это учение о правилах поведения, о правильной
жизни. Это система политической и частной этики. Конфуций
основное внимание направлял на практическую сторону учения. (В
отличие от некоторых других легендарных основателей религий,
Конфуций является вполне исторической личностью; биография его
довольно хорошо известна; он был видным сановником в княжестве Лу
(годы жизни, согласно традиции, 551-479 до н. э.). Однако, не
все, что приписывается Конфуцию, было написано в действительности
им, и из того, что было им написано, далеко не все дошло до нас в
первоначальной редакции, но характер этого философа отразился
достаточно отчетливо в книгах.) Это система чисто практических
норм поведения. Это учение о хорошем управлении государством, о
добросовестном отправлении государственной службы, так же как и о
правильном порядке в семейном быту.
 Конфуцианство сложилось начиная с Ханьской эпохи (206 г. до н.
э. - 220 г. н. э.).
 По содержанию своему конфуцианский культ представляет собой
простое узаконение традиционных, сложившихся в Китае с древности,
семейнородовых обрядов. Конфуций не учил ничему новому; он сам
настойчиво повторял, что не излагает никакого нового учения, а
требует только строгого соблюдения древних законов и
установлений. Важнейшим из них был культ предков, который и стал
основным содержанием конфуцианского культа.
 По религиозным верованиям китайцев, главнейшая обязанность
человека - это сыновняя почтительность (сяо) и почитание предков.
В одном из конфуцианских сочинений говорится: "Всегда выражать
полное уважение к родителям; доставлять им пищу самую любимую;
скорбеть, когда они больны; до глубины души сокрушаться при их
кончине; приносить им, усопшим, жертвы с (религиозной)
торжественностью, - вот пять обязанностей сыновнего благочестия".
Итак, главным объектом конфуцианского культа были духи предков.
Но замечательно, что Конфуций требовал, чтобы совершались обряды
и приносились жертвы в честь предков не ради самих духов, не ради
того, чтобы удовлетворить их потребности или снискать их милость,
а исключительно потому, что обряды эти были установлены с давних
времен. Сами по себе духи не интересовали Конфуция. Отношение к
ним в конфуцианской религии чисто формальное.
 Интересно, что на вопрос о том, что такое знание, Конфуций
ответил: "Употреблять все свои силы к исполнению того, что
справедливо и прилично человеку; чтить духов и гениев и держаться
в почтительном от них отдалении - вот что называется знанием". На
вопрос одного из своих учеников, сознают ли умершие, что им
приносят жертвы и поклоняются, Конфуций ответил: "Если я скажу,
что сознают, то можно бояться, что те, которые исполнены
сыновнего благочестия, пренебрегут всеми земными интересами,
чтобы служить усопшим родителям так же, как служили живым; если я
скажу, что не сознают, то можно опасаться, что дети будут
оставлять умерших родителей без погребения. Для тебя не
представляется необходимости в непременном решении вопроса, а
придет время - сам все узнаешь".
 Главным правилом жизни, опорой всего существующего строя
конфуцианская философия и религия считают строгое соблюдение
обрядов (ли). "Если не соблюдать издревле установленных обрядов,
- говорил Конфуций, - или, тем более, отменить их, то все
перемешается и возникнут нестроения. Уничтожьте брачные обряды -
не будет супругов (в истинном значении этого слова) и разовьется
разврат со всеми его преступлениями... уничтожьте обряды
погребения и жертвоприношений - дети не будут заботиться об
усопших родителях, да и живым служить перестанут; уничтожьте
обряд пин-цзинь - исчезнет различие между государем и
чиновниками, удельные князья будут своевольничать, возникнут
притеснения и насилия". "Управлять государством без соблюдения
ли, - говорится в "Ли-цзи" (древнекитайском трактате о правилах
поведения), - это все равно что слепому быть без проводника; все
равно что искать чего-либо без свечи в темной комнате. Ли
составляют необходимое условие народного существования. Нет ли,
то нельзя правильно служить духам земли и неба; нет ли, то нельзя
разграничить государя от чиновников, высших от низших (по
общественному положению), старших от младших (по возрасту)..."
 Учение Конфуция служило этической стороной всякого школьного
образования в средневековом Китае на протяжении столетий.
Конфуцианство привнесло в сознание народов Дальнего Востока
незыблемые нравственные нормы, по силе воздействия на массовое
сознание равные библейским десяти заповедям. Это прежде всего
"пять постоянств", или пять добродетелей: человеколюбие, чувство
долга, благопристойность, разумность и правдивость. К ним следует
добавить так называемые "пять связей":
 1) государя и подданного, господина и слуги. Эти отношения
считались важнейшими в обществе и доминировали над всеми
остальными. Безусловная преданностьи верность господину была
основой характера "благородного мужа" в конфуцианском понимании;
 2) родителей и детей. В этих отношениях подчеркивались
непререкаемые права родителей, в первую очередь отца, и священная
обязанность детей проявлять сыновнюю почтительность;
 3) мужа и жены. Здесь права мужа были безграничны, а
обязанности жены сводились к беспрекословной покорности,
образцовому поведению и ведению хозяйства;
 4) старшего и младшего. Обязательным считалось не только
уважение к старшему по возрасту, но и к старшему по положению,
чину, званию, мастерству;
 5) между друзьями. Отношения между друзьями должны были носить
характер искренней и бескорыстной взаимопомощи.
 К сожалению, наиболее гуманные конфуцианские заповеди,
адресованные "благородным мужам", соблюдались нерегулярно, однако
именно они служили базой нравственного воспитания личности.
Положительный герой конфуцианства так же "совершенно мудр", как и
его даосский аналог, но воплощает он не тип святого
отшельника-аскета, а тип благородного мужа, ученого, чиновника,
государственного деятеля, который объединяет в себе "пять
добродетелей", скромен и умерен во всем.
 Конфуцианство предъявляло суровые требования к личности в
моральноэтическом плане, настаивая на непрерывном духовном и
нравственном совершенствовании: "Благородный муж стремится вверх,
низкий человек движется вниз".
 Конфуцианские правила лояльности и послушания старшим
предписывали ученикам свято следовать наставлениям Учителя, а
приемникам - ревностно оберегать опыт предшествующих поколений.
Традиция передачи знания из уст в уста и "от сердца к сердцу" по
сути дела исключала возможность превратного толкования Учения,
тем более что воспользоваться письменными источниками без помощи
наставника было совершенно невозможно. Поскольку, согласно канону
"пяти связей", отношения старшего и младшего занимали важнейшее
место, долг ученика перед наставником и старшими товарищами
является пожизненным и неоплатным.
 Незыблемость существующего строя - основной принцип
конфуцианства. Это идеология патриархальной монархии, ставшая
основной идеологией китайского феодализма. В "Чжун-юн" ("Книге о
середине") весь традиционный уклад жизни сведен к "пяти
отношениям". Иерархические и патриархальные отношения положены в
основу всего.

Содержание

Московская Центральная Школа Седокан Айкидо http://www.shodokan.narod.ru

Размещенный материалы не несут коммерческого характера.

При использовании материалов с данного ресурса автор будет благодарен за размещение ссылки на этот сайт

http://www.shodokan.narod.ru

Rambler's Top100Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Яндекс цитирования alt=""