ДЗОГЧЕН - САМОСОВЕРШЕННОЕ СОСТОЯНИЕ Намхай Норбу Ринпоче
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
КУКУШКА СОСТОЯНИЯ
ПРИСУТСТВИЯ Введение
"Кукушка состояния присутствия" (Rig-pal
khu-byug) Д это один из текстов Дзогчена, принесенных Вайрочаной в Тибет в
древние времена. Это название текста было придумано Вайрочаной в качестве
эпитета для "Шести ваджрных строк", принадлежащих к категории текстов Дзогчена,
называемой лунг (lung). Лунг, представляя собой часть учений, первоначально
переданных Гараб Дордже, содержит самые основные моменты одной или более
Тантр*51. "Шесть ваджрных строк" названы так потому, что они объясняют
изначальное состояние человека, концентрируя в себе суть Основы, Пути и Плода
Дзогчена.
Говорят, что Вайрочана, который был также великим
переводчиком, был послан в Уддияну царем Трисонг Дэценом, чтобы получить учения
Дзогчена, до тех пор отсутствовавшие в Тибете. Падмасамбхава уже передавал
учения Дзогчена своим тибетским ученикам, но это были большей частью
наставления, связанные с методами преображения Ану-йоги*52.
В Уддияне
Вайрочана встретился с мастером Шрисимхой, который учил его днем Сутрам и
эзотерическим учениям, а ночью Д Дзогчену, так как царь Уддияны наложил запрет
на учения Дзогчена. Вайрочана также перевел несколько текстов в сотрудничестве с
Шрисимхой. Говорят, что он писал козьим молоком на белой ткани, чтобы сохранить
их в тайне. Вернувшись на родину, он начал передавать учения Дзогчена царю и
немногим избранным. Текст "Шести ваджрных строк" был первым текстом, принесенным
им в Тибет, и поэтому он дал ему название "Кукушка состояния присутствия, знак
Счастья Славы" (bkra-shis-pa'i dpal-rig-pa' khu-byug)*53.
В Тибете
кукушка считается знаком удачи и процветания, потому что она возвещает приход
весны. Когда тибетцы слышат песню кукушки, они знают, что долгая, холодная зима
почти кончилась и природа скоро пробудится опять. Поэтому Вайрочана сравнивает
песню кукушки с пробуждением присутствия изначального состояния (rig-pa),
которое стало возможным после распространения учения Дзогчен в Тибете.
На протяжении столетий учение Дзогчен время от времени подвергалось
критике и поношению со стороны некоторых тибетских ученых. Одним из поводов для
подозрений в том, что тексты Дзогчена не подлинны, было предположение о наличии
в названиях многих Тантр Дзогчена ошибок в санскритской грамматике. Но этим
очернители учений Дзогчена показывали только свое незнание о существовании языка
Уддияны, с которого Вайрочана и другие мастера переводили тантры на тибетский
язык. Однако практикующие Дзогчен никогда не проявляли никакого интереса к
образованию какой-то секты или к защите самих себя и спорам с другими, потому
что главным в Дзогчене является состояние знания, которое не волнует внешняя
сторона. Однако в наше время историческая подлинность текстов Дзогчена может
быть доказана благодаря некоторым текстам, обнаруженным среди рукописей
Дунхуана, признанными оригинальными и подлинными всеми учеными*54.
Одна
из этих рукописей содержит "Кукушку состояния присутствия", найденную вместе с
комментариями на нее, которые принадлежали, вероятно, самому Вайрочане. Эти
тексты передают нам некоторые из самых древних учений Дзогчена, отражающих
подлинный дух устной традиции, в частности традиции раздела Природы Ума.
"Шесть ваджрных строк" Д это не просто слова. Благодаря пониманию их
глубокого смысла беспрерывный ряд мастеров, начиная со времен Гараб Дордже,
проявлял знание изначального состояния. В трех частях этого текста, состоящих из
двух строк каждая, что вместе составляет всего шесть строк, заключены принципы
Основы, Пути и Плода и одновременно дается объяснение Способа Видения, Способа
Практикования и Способа Поведения согласно учениям Дзогчена.
Основа Д
это не что-то абстрактное. Это наше собственное состояние, когда мы его узнаем.
То же самое верно для Способа Видения практикующего Дзогчен, представляющего
собой воззрение, неотделимое от самого реального знания. Путь Д это метод
развития этого знания через различные практики. А Плод Д это реализация
объединения Способа Поведения с состоянием присутствия, в результате чего
созерцание и повседневная деятельность всецело воссоединяются. Через понимание
"Шести ваджрных строк" мы можем получить прямой доступ к сущности Дзогчена.
|