Московская Центральная Школа Седокан Айкидо - Библиотека

ДЗОГЧЕН - САМОСОВЕРШЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Намхай Норбу Ринпоче

Примечания

1. Точная транслитерация тибетских терминов дается в скобках, когда термин приводится впервые.

2. В древние времена термин "бон" использовался в Тибете для обозначения всех видов ритуальной традиции, основанной на чтении мантр и магических формул, которые, вероятно, не очень отличались от разных форм шаманизма, широко распространенного в Центральной Азии. Позже, во времена учителя Тонпа Шенраба (sTon-pa gShen-rab), родившегося, по бонским источникам, в 1857 году до новой эры, многие из этих ритуальных традиций были усовершенствованы и связаны общей идеей, согласно которой существование понимается как процесс взаимозависимости между энергией индивидуума и внешними энергиями, которыми владеют различные классы существ. По тем же бонским источникам, Тонпа Шенраб, родиной которого был Шанг-Шунг (в Западном Тибете), учил медицине и астрологии, а также Дзогчену в его ранней форме. Уже в период между восьмым и девятым веками, под угрозой вымирания вследствие растущего распространения буддизма, бон стал облекаться в философскую и теоретическую структуру под влиянием самих принципов буддизма. Начиная с этого периода бон стал религией и в общих чертах перестал явно отличаться от других буддийских школ.

3. Согласно текстам раздела Тайных Наставлений Дзогчена, Гараб Дордже родился через 360 лет после Паринирваны Будды, то есть в 184 году до н.э. С другой стороны, согласно "Vairo-rgyud-'bum" Д собранию сочинений, переведенных на тибетский язык Вайрочаной, Гараб Дордже родился через двадцать восемь лет после ухода Будды, то есть в 516 году до н.э. Последняя дата согласуется с традицией, по которой Гараб Дордже считается сыном Прахарини, принцессы Уддияны, дочери царя Индрабхути, увидевшего Падмасамбхаву на озере Дханакоша через восемь лет после Паринирваны Будды.

4. Эта традиция опирается на описание линии передачи мастеров в разделе Тайных Наставлений Дзогчена. Однако, согласно линии передачи, засвидетельствованной в разделе Природы Ума, которая исторически более достоверна, Шрисимха жил гораздо позднее Манджушримитры. Поэтому более разумно предположить, что передача от Манджушримитры к Шрисимхе осуществилась посредством видения и общения сверхъестественного характера.

5. Во время второго распространения буддизма в Тибете было принесено несколько новых Тантр, а некоторые Тантры, получившие распространение во времена Падмасамбхавы, были переведены вновь. Именно в этот период сформировались другие школы тибетского буддизма: кагюпа (bKa'-rgyud-pa), сакяпа (Sa-skya-pa) и кадампа (bKa'-gdams-pa), последняя из них, позднее реформированная, стала называться гэлугпой (dGe-lugs-pa).

6. Я перевожу здесь термин "sems" (ум) как "природа ума", потому что во всех древних текстах Дзогчена написание "sems" употребляется как сокращение от byang-chub-kyi sems (бодхичитта) Д изначальная природа ума.

7. Терма можно разделить на две категории: сатер (sa-gter) Д "сокровища земли" Д это предметы и рукописи, действительно найденные в виде кладов, зарытых в земле; и гонтер (dgongs-gter) Д "сокровища состояния знания" Д это тексты, запечатлевшиеся в глубине сознания человека, они могут всплыть сами собой в состоянии созерцания, даже через несколько перевоплощений после того, как они были запечатлены.

8. Шанг-Шунг (Zhan-Zhung) Д область, где зародилась тибетская культура, некогда она включала в себя весь Тибет. Столицей Шанг-Шунга был Хьюнлун Нулкар (Khyun-lung ngul-mkhar) близ горы Кайласа. Шанг-Шунг делился на три области: внутреннюю, соответствующую Западному Тибету, центральную, соответствующую Центральному Тибету, и внешнюю, включающую Восточный Тибет и пограничные с Китаем области. Когда маленькое независимое королевство Ярлун в Центральном Тибете стало расширять свои владения и завоевывать соседние области во времена правления царя Сонцен Гампо (Srong-btsan sgam-po', 617-698 гг. н.э.), сам Шанг-Шунг также был включен в его состав. Таким образом, все королевство стало называться Тибетом (Бод). Религией Шанг-Шунга был бон, и его жрецы имели большое политическое влияние при дворе.

9. Его дядя по отцу Д rTog-lDan O-rGyan bstan 'dzin Д и его дядя по матери Д 'Jam-dbyangs Chos-kyi dbang-phyug.

10. Одно из его учений по Махамудре можно найти в книге G. C. Chang "Teachings of Tibetan Yoga". Hyde-Park: University Books, 1963. (Гарма Ч. Чанг, "Учения тибетской йоги", М., 1995.)

11. Cм. список публикаций.

12. Сочинение индийского мастера Васубандху по буддийской метафизике.

13. Цампа Д это поджаренная ячменная мука, смешанная с тибетским чаем и маслом. Основной элемент питания тибетцев.

14. Пятый Далай-лама, (Blo-bzang rgya-mtsho', 1617Д1682), также был тертоном (gter-stong) Д открывателем терма, или скрытых текстов.

15. Янтра-йога ('phrul-khor) Д это буддийский эквивалент Хатха-йоги, от которой она отличается динамикой своих движений и особым значением, придаваемым дыханию. В Тибете было несколько видов Янтра-йоги, традиционно связанных с особыми тантрийскими практиками. Намхай Норбу в течение многих лет сам преподавал систему Янтра-йоги, которая восходит к мастеру Вайрочане.

16. В тантризме метод (упайя, thabs) и энергия (праджня, shes-rab) считаются двумя основополагающими принципами существования, соответствующими мужской и женской, или солнечной и лунной, энергиям. Праджня (высшее знание) в данном контексте является синонимом "энергии".

17. Пять совокупностей (скандх) являются понятием, лежащим в основе буддийской психологии. Это форма, ощущение, восприятие, побуждение и сознание. См: C. Trungpa, "Glimpses of Abhidharma", Shambala Publications, Boston.

18. Пять страстей Д это гнев, привязанность, умственное омрачение, гордость и ревность.

19. Пять Будд Д это проявления собственного состояния индивида в плане Самбхогакайи. Пять мудростей связаны с аспектами пяти основных элементов: пространства, воздуха, воды, земли и огня. Об их названиях и правильных соответствиях см. K.Dowmen, "Skydancer", Routledgeand Kegan Paul, London, 1984.

20. Считается, что Тантру Калачакры Будда Шакьямуни проповедовал в возрасте 81 года у ступы Дханакута в Южной Индии.

21. Четыре деяния мудрости таковы: усмиряющие деяния, для очищения, соответствующие элементу воды, восточное направление, белый цвет; гневные деяния, для преодоления отрицательных энергий, соответствующие элементу воздуха, северное направление, зеленый цвет; деяния силы, для покорения, соответствующие элементу огня, западное направление, красный цвет; деяния роста, для процветания, соответствующие элементу земли, южное направление, желтый цвет.

22. Чакры (букв. "колеса") Д основные центры, в которых сосредоточивается энергия человеческого тела. Согласно различным методам, применяемым в различных Тантрах, визуализируют четыре, пять, шесть или семь чакр. Нади Д это тонкие, нематериальные каналы, по которым циркулирует энергия.

23. Аннутара-тантры делятся на Отцовские Тантры, в которых большее внимание уделяется Стадии Зарождения (кедрим). Материнские Тантры, в которых более важна Стадия Завершения (дзогрим), и Недвойственные, в которых обеим стадиям практики придается одинаковое значение.

24. Термин "божество" Д это приблизительный перевод слова yi-dam, буквально означающего "священный ум". В тантризме "божество" Д это проявление чистого измерения самого индивидуума, а не что-то внешнее. Гневная форма божества представляет собой динамическую природу энергии; радостная форма Д переживание блаженства, а спокойная форма Д спокойное состояние ума, без мыслей.

25. Самантабхадра (kun-tu bzang-po) Д изначальный Будда, символ состояния Дхармакайи. Он изображается обнаженным, без украшений, синего цвета, что обозначает чистоту Сущности и глубину шуньяты.

26. Цикл Сутр, называемый Праджня-парамитой, вершина учений Махаяны, считается откровением Нагарджуны, известного индийского Учителя, который был основателем Мадхьямики, или Срединного Пути.

27. Чтобы правильно понять идею пустотности (шуньяты), в Сутрах приводятся такие примеры: "рога зайца" и "рога быка". Такой вещи, как "рога зайца", никогда не бывало, и поэтому было бы бесполезно отрицать их существование. С другой стороны, если бы нам довелось отрицать существование рогов быка, то нам пришлось бы отрицать существование того, что мы считаем реальным и материальным. Точно так же "шунья" Д это не атрибут "абстрактного состояния" вещей, а сама природа их материальности.

28. Thugs-rje ma-'gags-pa. Во многих западных переводах термин "thugs-rje" в текстах Дзогчена передается как "сострадание". Согласно объяснению, данному Намхай Норбу, это неточное толкование термина. Тугс означает "состояние ума", а рдже означает "владыка". В действительности здесь имеется в виду энергия, проявление изначального состояния. В Сутрах считается, что сострадание Д это энергия шуньяты и поэтому оно также называется "thugs-rje". Но в Дзогчене сострадание рассматривается только как один из многих аспектов энергии. [Принадлежность данного примечания к указанному месту текста может быть поставлена под вопрос из-за отсутствия указателя на сноску 28 в тексте книги. Д K.Z.]

29. См.: Н.Норбу (редактор), "Il Libro Tibetano del Morti", Newton Compton, Roma, 1979; или: F.Freemantle and C.Trungpa, "The Tibetan Book of Dead, Shambala Publications, Berkeley and London, 1975; а также: G.Orofino (editor), "Insegnamenti Tibetani su Morte e Liberazione", Edizioni Mediterranee, Roma 1985, вскоре она должна быть опубликована на английском языке под названием "Tibetan Teachings on Death and Liberation", Wizdom Publications, London.

30. Ригпа (rig-pa) Д это один из ключевых терминов в учениях Дзогчена. Его буквальное значение Д "знание", но принятое употребление этого термина в Дзогчене выражает гораздо больше. Он означает интуитивное прямое знание изначального состояния, сохраняемое как живое присутствие. В этой книге я перевожу термин "ригпа" как "состояние присутствия", а иногда как просто "присутствие", хотя я использую это слово также и для передачи тибетского слова "дренпа" (dran-pa), которое более точно соответствует смыслу "присутствие ума".

31. Термин "Нирманакайя" обычно также обозначает проявление реализовавшего существа, которое для проповеди учения принимает человеческий облик или облик другого существа. Например, Будда Шакьямуни, Падмасамбхава и Гараб Дордже считаются проявлениями Нирманакайи.

32. "Абхисамайяланкара" Д сочинение Асанги, знаменитого индийского философа традиции Махаяны.

33. gYung-ston rdo-rje dpal (1284-1365).

34. Тапихрица Д один из наиболее выдающихся мастеров линии передачи устной традиции Дзогчена Шанг-Шунга (rdzogs-pa chen-po Zhan-Zhung snyan-brgyud) которая, заключает в себе по существу самое древнее учение бон, хотя оно и не было записано вплоть до седьмого века н. э.

35. Методы практики, приводящие к реализации Тела Света, Д это в основном тхогей (thod-rgal) и янгтиг (yang-tig), которые содержатся в разделе Тайных Наставлений. Состояние Созерцания является основой этой практики.

36. Ваджрасаттва, изображаемый улыбающимся, белого цвета, в шелковом убранстве, с ваджрой и колокольчиком в руках, представляет Самбхогакайю. Практика Ваджрасаттвы особенно эффективна для очищения.

37. Примеры притч и загадок в дзогченских сочинениях можно найти в работе Н. Норбу "Эмахо, изучение Друн-де'у, Бон", главы 1 и 2, Библиотека тибетских сочинений и архивов, 1988.

38. Тилопа (988-1069) и Наропа (1016-1100) Д два первых мастера линии передачи, к которой позднее принадлежали Марпа и Миларепа и от которой возникла традиция Кагьюпа.

39. Ваджракилайя Д один из восьми циклов тантрийских божеств, введенных в Тибете Падмасамбхавой.

40. Йеше Цогьел (Ye-shes mtso-rgyal) была главной юм и ученицей Падмасамбхавы. Ее биография была переведена Китом Дауменом в "Небесном танцоре".

41. Дамару Д маленький двусторонний барабан, используемый в тантрийских ритуалах. Иногда делается из человеческого черепа.

42. Тексты Дзогчена называются "Тантрами", хотя они и не содержат учений пути преображения, потому что в них объясняется Природа изначального состояния индивидуума, которая представляет собой "беспрерывность" (тантра) проявления энергии.

43. Здесь имеются в виду именно тексты-терма, называемые сокровища "состояния знания".

44. Nyag-bia Pad-ma bdud-'dul (1816-1872).

45. Ганапуджа Д это тантрийский ритуал, состоящий из нескольких частей, цель которого заключается в подтверждении "обещания", или обязательства (самайя) между учеником и учителем, а также между учениками. Кроме этого, посредством вкушения пищи и питья в ганапудже практикующие развивают свою способность соединять созерцание с чувственными удовольствиями, а также погружаться в состояние, запредельное двойственности, что является внутренним смыслом самайи.

46. Чод (gcod) Д это практика, опирающаяся на поднесение своего собственного тела в визуализируемой форме духам и другом существам, являющимся причинами несчастий и препятствий, и направленная на то, чтобы усмирить их и заплатить им кармические долги. Чод поется под аккомпанемент дамару и колокольчика. Основанная первоначально на принципе "шуньяты", имеющемся в Праджня-парамите, эта практика была развита и усовершенствована великой тибетской женщиной-мастером Мачиг Лабдрон (Ma-gcig lab-sgron] 1055-1149).

47. Биографию этой необычайной практикующей, считавшейся живой Дакини, можно найти в книге T. Allione "Women of Wisdom" Routitedge and Kegan Paul, London, 1984.

48. gTsang-pa grub-chen был одним из главных учителей дяди Намхая Норбу Д mKyen-brtse chos-kyi dbang-phyug (1910-1973).

49. Этого дядю звали rTogs-ldan O-rgyan bstan-'dzin. Согласно последним сообщениям из Тибета, он также реализовал Тело Света.

50. rDo-grub-chen, 'Jigs-med bstan-pa'i nyi-rna (1865-1926) третье перевоплощение rDo-grub-chen 'Jigs-rned phrin-las 'od-zer (1745-1821) Д пятого ученика великого мастера Джигмед Лингпы ('Jigs-med gling-pa).

51. Здесь имеется в виду подразделение текстов Дзогчена на Тантры (rgyud). Лунги (lung), или буквально "цитаты", и Тайные Наставления (man-ngag). Первые из этих трех категорий содержат учения, устно переданные Гараб Дордже, а третья Д наставления и объяснения, идущие от опыта различных Учителей.

52. В традиции имеются указания, что именно сам Падмасамбхава предложил царю Трисонг Дэцену послать Вайрочану в Уддияну.

53. Существует Тантра "Кукушка" с таким названием в нингмапинском каноне "rNying-ma'i rgyud-'bum".

54. Документы, найденные в Дунхуане, расположенном в Китайском Туркестане, были обнаружены в начале этого столетия А. Стейном и П. Пеллиотом. Благодаря песчаной почве Дунхуана, который был некогда аванпостом тибетской империи, рукописи, представляющие собой безмерную ценность для изучения тибетской истории и культуры, сохранились для будущих поколений.

55. По-тибетски: bde-ba, gsal-ba и mi-rtog-pa.

56. Намхай Норбу был признан перевоплощением Ngag-dbang rnam-rgyal (1594-1651), основателя государства Бутан, и A-'dzom 'brug-pa (1842-1924), великого мастера Дзогчена, который был одним из учителей Жанчуб Дордже.

57. Здесь упоминается текст "Устремление к Основе, Пути и Плоду" (gzhi-lam-'bras-bu'i-smon-lam), содержащийся в "kLong-chen snyng-thig", знаменитой терме, обнаруженной Джигмед Лингпой (1729-1798). [Эта сноска также была оторвана от текста и ес принадлежность не очень ясна.]

58. "Великое пространство Ваджрасаттвы" (rdo-rje sems-dpa' nam-mkha'-che') Д это текст, принадлежащий к категории Лунг, который, как считается, идет от Гараб Дордже, который спонтанно произнес его, будучи еще ребенком.

59. "Cog-bzhag rnam-pa bzhi", четыре способа "оставлять без исправления", таковы: "подобно горе" (ri-bo cong bzhag), связан с телом; "подобно океану" (rgya-mtsho cog-bzhag), связан с глазами; "способ состояния присутствия" (rig-pa cog-bzhag) и "способ видения" (snang-ba cog-bzhag), основанный на принципе воссоединения всех чувственных восприятий.

60. Буддийские четки с 108 бусинами.

61. Эта строка по-тибетски составлена из имен Вайрочаны (rnam-par snang-mdzad), одного из шести будд Самбхогакайи, и Самантабрадры (kun-tu bzang po), символа Дхармакайи.

62. Thogs-bcas-kyi-bdud. Другие три демона, мешающие продвижению практикующего, это "дьявол, не запирающий" (thogs-med), связанный с мыслями; "дьявол удовольствия" (dga'-brod), заключающий в себе привязанность к результатам практики; и "дьявол эгоистического принципа" (snyem-byed).

63. Здесь имеется в виду посвящение Сосуда (bum-dbang), цель которого - очистить препятствия тела.

64. Обет Прибежища Д это основа буддийской практики во всех традициях как для монахов, так и для мирян. Объекты Прибежища: Будда, Учение (Дхарма) и духовная община (Сангха), называемые "Три Драгоценности". На уровне Тантры объектами Прибежища являются Учитель (Гуру), Божество (Дэва) и Дакини.

65. На санскрите: шаматха и випашьяна.

66 Состояние естественного света ('od-gsal) соответствует периоду между засыпанием и началом сновидений. В этот период, хотя ум и не функционирует, практикующий пребывает в ясности состояния присутствия.

67. Это произошло в Восточном Тибете в результате деятельности двух великих мастеров: 'Jam-dbyangs mkhyen-brtse'i dbany-po (1820-1892) и 'Jav-mgon kong-sprul (1813-1899).

68. В этом тексте, автором которого является Нуб Санге Йеше (832-942), дается обзор характерных черт всех буддийских традиций, включая Чань, или Дзэн, и тантризм, в сравнении с учением Дзогчена. Вследствие этого он исключительно важен как средство понимания различий в теории и практике между Дзогченом и другими школами в период первого распространения буддизма в Тибете.

69. По-тибетски: ngo-rang thog-tu sprad/ thag-gcig thog-tu bcad/ gdeng-grol thog-tu bca'

Назад

Содержание

Московская Центральная Школа Седокан Айкидо http://www.shodokan.narod.ru

Размещенные материалы не несут коммерческого характера.

При использовании материалов с данного ресурса автор будет благодарен за размещение ссылки на этот сайт

http://www.shodokan.narod.ru

Rambler's Top100Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Яндекс цитирования alt=""