СЕКРЕТ ВНУТРЕННЕЙ ПЕРЕДАЧИ

СЕКРЕТ ВНУТРЕННЕЙ ПЕРЕДАЧИ

Главы из книги
"КОДО: пути древности"
by Kensho Furuya

    Довольно давно, когда я был еще молодым учеником в Айкидо, мой Учитель вернулся из Японии, где пробыл несколько лет. На одной из тренировок я попросил его показать мне одну из тех последних техник, что он привез, которые, как мне казалось, должны быть высшим секретом Айкидо. Он стал в центре татами и попросил атаковать со всей силой, на которую я способен. Я не стал применять захваты, так как предполагал, какие техники он сможет применить на эти действия. Итак, я решил свалить его, как это делают игроки в американский футбол. Пока я разгонялся по направлению к нему, Учитель стоял на месте и улыбался, ничего не предпринимая. Но, перед тем, как я что-либо понял, он вдруг исчез. Я ощутил, что лечу как попало к стене. Не знаю как, но вдруг я потерял контроль над собой и рухнул на татами. Все произошло в доли секунды. Не ясно, что пострадало больше – мой зад или мое самолюбие. В тот момент я испытал на себе главный секрет Айкидо – бросок без применения видимого захвата и поклялся разгадать его. Теперь я сам инструктор Айкидо и понимаю, что то движение не является высшим секретом в этом боевом искусстве. Но тогда именно это подвигло меня на многолетние упорные тренировки.

    Времена меняются

    Сегодня очень много молодых честолюбивых бойцов добиваются кино контрактов или желают иметь свой собственный зал. А ведь не так давно мы мечтали постигнуть только высшие секреты Искусства, которые вели к совершенству. Тренируясь упорно каждый день, мы ждали, что когда-нибудь секрет мастерства Учителя перейдет к нам. Возможно сейчас это выглядит глупо, но тогда нас вдохновляло именно это. Мы называем такое постижение секретов Искусства внутренним (внутренней передачей, внутренним учением).

    Это произошло во времена Будды. По окончании занятия он сорвал несколько цветов, ни говоря ни слова. Один из его лучших учеников понял внутреннее значение этих действий и улыбнулся. Улыбнулся и Будда. Это учит понимать нас друг друга без слов, чувствовать сердцем, “разговаривать” сердцем.

    В истории жизни великого Мастера меча феодальной Японии Миамото Муссаси есть такой факт. Однажды он решил вызвать на поединок другого мастера меча – Сёкушусея, но у того не было возможности встретиться с Муссаси лично. Тогда Сёкушусей послал ему цветок. Миамото Муссаси, взглянув нато, коков был срез стебля цветка понял, что этот человек является великим Мастером меча. Это яркий пример таинства искусства внутренней передачи – отсутствие слов, но все предельно четко и ясно.

    Чистый лист бумаги

    Вот еще пример. Существует легенда о знаменитом фехтовальщике и его Учителе – монахе Дзен. Когда он получал из рук Мастера “диплом” об окончании учебы, свиток, который тот передал ему,; оказался просто чистым листом бумаги. Ученик спросил Учителя: - Как и когда я смогу постигнуть искусство меча? - Это произойдет тогда, когда ты сможешь выпить Западную реку за один глоток. Этот коан используется, дабы донести до ученика всю сложность учения. Ученик сам размышляет над поставленными вопросами, пока не разовьет в себе способность отвечать на них интуитивно. Важно понимать, что секрет передачи не является окончательным ответом сам по себе. Он лишь ведет к нему. Мудрец говорил: “Когда Вы начинаете практиковать Дзен, цветок для Вас – всего лишь цветок. Когда Вы на середине Пути, цветок становится чем-то большим, чем просто цветок. Когда Вы достигнете просветления, цветок снова станет просто цветком”. Казалось бы - выпить целую реку одним глотком – в этом нет никакой логики! Но в боевом искусстве это имеет громадное значение. Под Западной рекой понимается Природа или Вселенная. Когда ученик сможет принимать Вселенную как одно целое, он разовьет в себе способность понимать все происходящее. Сегодня, тренируясь под руководством инструктора, у нас есть возможность получить необходимые пояснения, если мы вдруг что-то не понимаем. В старину сделать это было не так-то легко. Но и тренироваться под руководством инструктора тоже не просто. Он должен думать о далеко идущем эффекте своего обучения, также, как о конкретных настоящих качествах ученика. В это секрет передачи знаний. Ученик с несовершенными знаниями и не умеющий понимать боевое искусство никогда не добьется поставленных целей.

    Три этапа практики

    Существует три уровня традиционной практики боевых искусств. Миамото Мусаси в своей книге “Го рин но сё” говорил о пяти уровнях. В школе Дзен Ринзай обсуждается десять. Некоторые мастера Дзен уверяют, что их существует двенадцать или пятнадцать. Но все же существует три уровня (этапа), которые едины для всех единоборств. Вот они:

    Первый. Символ это этапа – яйцо. Это значит, что этот этап очень трудный, или другими словами, он означает начало, закладку фундамента, базы.

    Символ второго этапа – цыпленок, разбивающий скорлупу яйца. Здесь ученик развивается и уже может применять свои знания в любых ситуациях.

    Третий этап – птенец превращается в молодую птицу и покидает гнездо. Это значит, что ученик должен забыть все, что он знал до этого, оставить все позади себя. Теперь он стал настоящим Мастером боевых искусств.

    Существует также и четвертый этап практики, о котором редко упоминается. Он состоит в том, что человек достигает такого уровня совершенства, что никто не может повторить Путь пройденный им.

    Вернемся к истории о чистом листе бумаги. Мастер передал своему ученику главный секрет: Ничто не повторяется и не бывает одинаковым. Ничто не стоит на месте. Все изменяется.

Содержание

Московская Центральная Школа Седокан Айкидо http://www.shodokan.narod.ru

Размещенный материалы не несут коммерческого характера.

При использовании материалов с данного ресурса автор будет благодарен за размещение ссылки на этот сайт

http://www.shodokan.narod.ru

Rambler's Top100Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Яндекс цитирования alt=""