Историческая канва событий

Историческая канва событий

Пока Уэсиба Морихэй в горном уединении, а затем в сельской глуши вынашивал свои идеи о спасении человечества, Япония все глубже втягивалась в безумную кампанию военных приготовлений. Вскоре прогремели первые залпы на материке. Началась японская агрессия в Китае. Официозная пропаганда хорошо потрудилась над созданием исторических и идеологических мотивировок экспансии. В ход пошли и древние мифы, и лозунги паназиатского национализма, и демагогические призывы к созданию "единой восточно-азиатской сферы сопроцветания" во главе с Японией. Традиционные японские воинские искусства снова были подняты на щит и объявлены предметом национальной гордости. Полиция и армия, жестоко расправлявшиеся с представителями либеральной интеллигенции, не говоря уж о членах компартии, всячески превозносили наставников бу-до. Стоит ли удивляться тому, что все, за редчайшими исключениями, школы дзю-до, айкидо и каратэ-до были поставлены на службу интересам воинствующего шовинизма и милитаризма. Не избежал общей участи и Уэсиба.

В 1934 г. старый друг Уэсиба, преподобный Дэгути Ванисабуро, собрав своих приверженцев и единомышленников, объявил об "историческом" решении. Он, Дэгути, вознамерился отправиться в Маньчжурию, а оттуда на север, в Монголию, дабы с помощью силы или убеждения создать в варварских землях царство добра и справедливости. Идея, поистине достойная Бодхидхармы и поразительная по своей наивности для просвещенного общественного деятеля XX в.! Тем не менее Дэгути удалось увлечь за собой нескольких сподвижников, в том числе и Уэсибу. Воодушевленные несбыточными мечтами, они прибыли в Мукден, ко двору правителя марионеточного государства Маньчжоу-го. Диктатору поначалу понравилось предложение Дэгути. Он даже выделил средства на формирование армии будущего "японо-китайско-маньчжурского" царства, однако вскоре передумал, заподозрив подвох. Он разогнал уже сформированные части, расстрелял всех китайских офицеров, а японцев приказал пытать, пока они не откроют истинной цели своего предприятия. Лишь через несколько дней подоспевший японский отряд освободил незадачливых "конкистадоров", которые вскоре вернулись на родину. Экспедиция, начатая во имя воплощения идеалов бу-до, окончилась провалом.

В Японии Уэсиба-сихан был принят с почетом. Особенно укрепилась его репутация среди высших офицеров армии и флота. У создателя айкидо брали уроки адмиралы Такэсита Исаму, Такахаси Санкити, Ямамото Хидэсукэ. Тем не менее Уэсиба, глубоко разочарованный неудачей своей миссии на материке, вскоре уехал в провинцию и поселился в горах префектуры Ибараки. Там он и открыл в 1938 г. первую официальную школу айкидо Кобукай при храме Ивами. Двенадцать лет прожил Уэсиба в горной глуши, окруженный немногими преданными учениками. Военные авантюры больше не привлекали философа. Лишь зловещее рычание американских самолетов, летящих бомбить Токио, временами напоминало о величайшей мировой трагедии. Дни и ночи Уэсиба проводил в медитации и упорных, изнурительных тренировках, приносивших чудесные результаты. Мастерство его неуклонно возрастало. Шестидесятилетний старик легко одолевал нескольких вооруженных противников, почти не применяя силы, двигаясь с удивительной грацией и быстротой.

Поражение в войне принесло тяжелейшие испытания японскому народу. Рушились вековые моральные ценности миф о богоизбранности и духовном превосходстве японской нации, о божественном происхождении императора, о "священной миссии" расы Ямато в Азии. Оголтелый шовинизм, замешанный на комплексе превосходства, уступил место растерянности, отчаянию, комплексу неполноценности.

Американские оккупационные власти всеми средствами стремились искоренить "самурайский дух" в японцах. По приказу штаба Макартура не только была проведена "чистка" в государственных учреждениях, но и запрещены к показу многие пьесы классического репертуара театра кабуки, фильмы, концерты. Был наложен запрет на некоторые праздники, содержащие самурайскую символику. Само собой разумеется, прекратила существование "победоносная императорская армия", с которой в течение многих лет связывали свои горести и радости миллионы простых людей. Взамен старой морали пришли новые, непривычные идеалы буржуазной демократии.

В первые послевоенные годы вся японская интеллигенция была озабочена проблемой нравственного падения нации. Действительно, в обстановке послевоенной разрухи и ломки общественных устоев страну захлестнула мутная волна преступности. Спекуляция соседствовала с воровством, проституция с растлением малолетних. Грабежи и убийства стали обычным явлением. Именно тогда и началось сперва подспудное, а затем легализованное возрождение воинских искусств, в которых мастера бу-до видели путь к духовному оздоровлению своих сограждан. Как известно, это возрождение закончилось триумфом бу-до, завоевавших в бескровных сражениях весь мир.

В 1948 г., когда был снят запрет на практику воинских искусств, Уэсиба, как и многие другие мастера кэмпо, решил предать гласности секреты айкидо, чтобы помочь людям обрести уверенность и силу в единении с природой. С ближайшими учениками он перебрался в Токио, где вскоре было основано Общество айкидо (Айкикай) и открыт Центральный клуб айкидо (Айкидо Xонбу). Более двадцати лет во главе Айкикай стоял сам профессор Уэсиба Морихэй. Его непосредственным преемником стал сын Уэсиба Киссымару, посвятивший жизнь делу распространения айкидо в Японии и за ее пределами.

Наибольший интерес за всю историю своего существования айкидо, вероятно, привлекло в 1954 г., когда под эгидой Общества продления жизни в Токио был организован всеяпонский турнир воинских искусств. Демонстрация айкидо имела столь феноменальный успех, что по всей стране стали создаваться клубы и секции, а через год группа бизнесменов субсидировала строительство великолепного Центра айкидо Есинкай. Главным тренером Есинкай стал Сиода Годзо, один из первых учеников профессора Уэсиба, хранитель классических традиций айкидо. Под его руководством занимались энтузиасты из многих стран мира.

Другой ученик Уэсиба, преподаватель крупнейшего университета Васэда, Томики Кэндзи, напротив, развил спортивное направление айкидо, в котором философское начало отступает на задний план.

Существуют разнообразные ответвления айкидо, в которых используется опыт каратэ и цюань-шу, но психофизические установки во всех вариациях остаются неизменны.

Содержание

Московская Центральная Школа Седокан Айкидо http://www.shodokan.narod.ru

Размещенный материалы не несут коммерческого характера.

При использовании материалов с данного ресурса автор будет благодарен за размещение ссылки на этот сайт

http://www.shodokan.narod.ru

Rambler's Top100Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Яндекс цитирования alt=""