Московская Центральная Школа Седокан Айкидо - Библиотека

Наставления Вступающему На Путь Воина

40. Всегда стремись к тому, чтобы совершить подвиг

Самураю даже в мирное время надлежит помнить о том, что он должен совершить хотя бы один великий подвиг. Он должен сделать для своего господина то, что никто другой не способен. И даже если он не может совершить его, мысль об этом не должна покидать его ни на мгновение. Следует стремиться к исполнению долга до конца и не жалеть ради этого сил. Вот в чем главное дело воина. Нет необходимости говорить, что, совершенствуясь в боевых искусствах, нужно думать только об одном: чтобы в минуту опасности, принеся клятву божествам и Будде, своей храбростью потрясти на поле боя и друзей, и врагов. Если поклянешься не вернуться домой, не совершив исполненного преданности господину поступка, и сдержишь обещание, имя твое потомки будут славить в веках.

Вот почему человеку, намеревающемуся стать самураем, полагается читать древние военные хроники, укрепляя тем самым собственную решимость. Ведь в таких книгах, как Коёгункан, Синтёки и Тайкоки, столь популярных « в наше время, описаны сражения минувших лет. В них упоминаются имена самураев даже низкого ранга, если они совершили достойные восхищения и восхваления подвиги. О погибших же в битвах сказано лишь, что убито столько-то сотен и тысяч. А ведь среди этих сотен и тысяч наверняка было немало знатных воинов. Но они ничем не прославили свои имена, и поэтому о них ничего не говорится. В военных хрониках записаны для потомков имена только тех, кто отличился своей доблестью и мужеством, пусть даже они занимали невысокое положение.

Несомненно, что те, кто погиб в сражении, не оставив памяти после себя, и те, кто своей отвагой прославился в веках, испытывали, умирая, одинаковую боль. Запомни: если в какой бы то ни было ситуации тебе суждено отдать свою жизнь, самурай должен в первую очередь думать о том, чтобы совершить нечто, недоступное всем остальным. И тогда его смерть в сражении вызовет восхищение и друзей, и врагов, вызовет печаль господина и командующего и покроет вечной славой его потомков.

Ведь тот, кто не исполнен решимости умереть и упорно цепляется за жизнь, будет прятаться за спинами своих товарищей, когда армии вступят в схватку на поле боя, а, отступая, будет думать только о том, чтобы опередить остальных. При штурме вражеского замка он как за щитом будет скрываться от пуль и стрел за спинами своих друзей. Но и тогда стрела неотвратимой судьбы настигнет его, он упадет, будет затоптан своими же воинами и умрет собачьей смертью. Таким образом расстаться со своей единственной жизнью — для самурая нет ничего более постыдного и отвратительного.

Обдумай это и запомни: если самураю суждено умереть на поле битвы, он должен совершить великий и беспримерный подвиг на глазах своих врагов и друзей. Он обязан умереть достойно, дабы последующие поколения передавали из уст в уста его имя. Каждый день, утром и вечером, направляй свое внимание к этому.

Мои слова предназначены тем, кто намеревается вступить на Путь Воина.

41. Верность — значит долголетие

Самурай, желающий исполнить долг до конца, должен стремиться прожить ради этого хотя бы на один день больше. Ему предстоит ожидать веления Судьбы, избегать падения и неудач, стремиться к совершенству, продолжать дом предков и оставить свое имя потомкам. И это касается самураев не только высокого, но и низкого ранга.

Для самурая, находящегося на службе и получающего блага от господина, обязанного содержать не только себя, но и свою семью и своих слуг, является само собой разумеющимся жить с решимостью хотя бы однажды сделать что-то для своего хозяина. Таковым должно быть намерение настоящего самурая. Поэтому он в первую очередь обязан думать о собственном здоровье.

В молодости мы не считаем такими уж вредными пристрастия к еде и вину и распутство. Тем не менее, в нашем мире немало случаев, когда еще молодые люди умирали от болезней желудка, печени и прочих. Тот, кто помнит об этом, будет следить за своим здоровьем с юных лет, когда он ничем не болеет и полон сил. Он будет избегать излишеств в еде, вине и женщинах. И тогда он сможет дожить до 70, или даже до 80 лет, сохранив конечности гибкими и ни в чем не уступать тем, кто находится в расцвете сил. Тот же, кто забывает об этом и ведет неправильную жизнь, едва ли доживет до 40 или 50 лет. И даже если ему посчастливится ненадолго продлить свои дни, он превратится в никчемного, ни на что не способного человека.

После 50 лет человек должен придавать все большее и большее значение тому, как сохранить здоровье своего тела и ясность своего ума. Ему следует ограничивать себя в еде и вине, и, конечно, быть очень осмотрительным в отношениях с женщинами. Если человек в 50 лет ведет распутный и невоздержанный образ жизни, то он порочен и беспечен сверх всякой меры и не заслуживает даже того, чтобы о нем говорить.

Ошибки проистекают от того, что человек не обладает решимостью обрести Бусидо и забывает о долге и преданности господину. Если мы заглянем вглубь данного вопроса, то увидим, что причина подобного поведения — отсутствие воздержанности и терпения. А если человек лишен духа воздержанности, значит он трус, какой бы высокой репутацией он ни обладал.

Мои слова предназначены тем, кто намеревается вступить на Путь Воина.

42. Красть жалованье — преступление

Грабителями называют тех, кто прокрадывается в дом с черного хода, перерезает веревку, на которой висит кошелек или совершает нечто подобное. Грабители говорят, что тем самым они зарабатывают себе на жизнь. Не нужно говорить, что это — безнравственно. Древние, однако, говорили: человек, не имеющий постоянной службы, будет отличаться непостоянством ума. Потому, если человек страдает от нужды и лишений и вынужден воровать, чтобы спастись от голода и холода, зная, что если его поймают, то убьют или казнят, это еще можно понять, хотя и нельзя оправдать.

Положение и богатство человека — во власти Неба. Тех, кто совершенно равнодушен к положению и богатству, кто не ищет счастья злыми путями и скорее умрет от голода и холода, чем сделает что-нибудь неправедное, не найти даже среди высших в сравнении с воинским сословием. Многие же считают, что воровство можно хоть в какой-то мере понять.

Поскольку самурай служит господину, имеет ранг, носит фамилию предков и меч, его едва ли можно назвать обычным человеком. Самурай находится на службе и получает от господина щедрое, соответствующее его положению содержание, его никак нельзя назвать «не имеющим постоянных занятий». Поэтому, самурай, когда господин приказывает ему исполнить какое-либо поручение так, как он сам считает нужным, должен действовать честно и справедливо, позабыв об алчности и желая только одного — принести пользу господину. Но встречаются такие, которые и не помышляют ни о чем подобном. Они забывают о справедливости, обманными способами обменивают товары, крадут у своего господина и даже, будучи не в силах сделать это самостоятельно, заставляют воровать подчиненных им писцов и собственных вассалов. Ничуть не стыдясь осуждения подчиненных и презрения сослуживцев, они строят великолепные дома, не соответствующие их положению, набивают их роскошной мебелью, нанимают множество слуг, погрязают в удовольствиях и ведут жизнь, которую не могут позволить себе равные им. Такие люди — разбойники в десять раз большие в сравнении с мелкими воришками, о которых мы говорили вначале.

Ведь грабители, хотя и крадут у людей вещи, делают это незаметно, втайне. Кроме того, они воруют кошельки и ценности у людей, о которых никто не знает. Но грабитель из военного клана ворует у господина, от которого получает милости. Он живет в роскоши, не соответствующей его положению. Он считает своих друзей и сослуживцев слепыми и глухими, и в конце концов самого господина начинает держать за глупца. Вот почему говорят, что он в десять раз виновнее ничтожных бродячих воришек.

Именно такой бесчестный вор, изобретательный на хитрости и интриги, находит среди главных вассалов или умных помощников господина человека, в душе своей жадного и алчного, к которому благоволит господин. Он подкупает его и, незаметно для всех, втирается к нему в доверие и делает его своим защитником и покровителем. Используя авторитет покровителя, он заставляет своих помощников и сослуживцев молчать даже тогда, когда принимаются официальные решения. Далее, прикрываясь именем покровителя, он без колебаний входит во все двери, лезет во все дела, высказывает свое мнение и отдает наносящие огромный вред приказы. Хотя сослуживцы прекрасно знают, что он надменен и бесчестен, они боятся его покровителя и не могут не учитывать его влияния. В конце концов не остается никого, кто мог бы набраться смелости, сделать шаг вперед и укорить его. Так, со временем, он занимает высокий пост, его начинают считать достойным человеком, а все остальные делают лишь то, что он скажет. Его помощники и сослуживцы остаются ими лишь на словах. Такой человек превращается в помеху даже в управлении государством.

Когда в период сёгуната Асикага губернатор Тага и Бунго исполнял обязанности главного управляющего в Киото, он попросил знаменитого художника Тоса Сёгэна нарисовать его портрет. Он пожелал, чтобы художник изобразил его таким, каким он был много лет назад, когда носил имя Синдзаэмон и служил простым самураем в клане Сасаки в Госю. Портрет этот он повесил в алькове залы для приема гостей, чтобы картина и днем, и ночью оставалась напоминанием для него. Даже в разговорах с другими чиновниками он много раз повторял, что никоща не следует забывать о своем низком происхождении и невысоком в прошлом положении, даже если удача повернулась к тебе лицом и ты всего достиг.

Мои слова предназначены тем, кто намеревается вступить на Путь Воина.

43. Никогда не жалуйся, даже если тебе уменьшили содержание

Может случиться так, что господин, которому служит самурай, окажется вовлеченным в большие расходы, что нанесет ущерб богатству клана и сделает невозможным обычное ведение дел. И тогда господин будет вынужден урезать на несколько лет содержание, выдаваемое им своим вассалам. Какова бы ни была сумма, на которую уменьшили жалование, самурай обязан смиренно и покорно подчиниться и никогда не жаловаться по этому поводу даже в присутствии жены и детей, не говоря уже о посторонних. Всякое иное поведение не соответствует Пути Воина, и самурай должен всеми способами избегать его.

Ведь во все времена, прошлые и нынешние, было так: когда господин испытывает трудности, его вассалы собираются вместе и помогают ему, а коща вассалы оказываются в трудном положении, справиться с бедой им помогают влияние и авторитет господина. Так предписывает поступать кодекс военного клана.

Кроме того, если господин не имеет достаточно средств, об этом могут узнать, и тогда господин будет вынужден отложить исполнение налагаемых на него неписаными правилами обязанностей, смириться и вести жизнь, не подобающую его высокому положению. В такой ситуации нельзя не испытывать сострадания и сочувствия по отношению к господину.

В спокойные времена подобное случается не часто. Но если вдруг где-то начинаются волнения, и от властей поступает приказ срочно собрать войска, выступить с ними в течение нескольких дней и прибыть в такое-то место, первое, что необходимо — это деньги.

Возникает необходимость их собрать. Но горожане, которых и прежде много раз просили об этом же и тем самым подрывали их благосостояние, могут отказать, что бы им ни говорили чиновники. Положение может оказаться безвыходным.

Тем временем, день и час выступления назначен и не может быть изменен. Все остальные даймё приготовились полностью. Поэтому армия господина вынуждена отправляться в поход, не будучи достаточно хорошо подготовлена.

Великолепно оснащенные воины, идущие в боевом строю, представляют собой величественное зрелище. В мирные времена выступление армии — большая редкость, вот почему и знатные, и низкие снимают дома в городах и деревнях, располагаются на горах и полях, чтобы насладиться им. Если воины и лошади твоего клана выглядят гораздо хуже в сравнении с воинами и лошадьми других кланов, то это — несмываемый позор для господина или командующего на всю жизнь.

Вот почему, каждый, поразмыслив над всем этим, поймет, что для полководца самое главное — предвидеть все заранее и распоряжаться средствами так, чтобы в нужное время в них не было недостатка. Деньги необходимы не только для того, чтобы должным образом снарядить людей и лошадей. Они необходимы всегда. Поэтому, каждый воин, получающий милости от господина, является ли он новичком или старожилом, должен быть готов в случае надобности пожертвовать частью своего содержания.

Если годовое жалование самурая урезано, он обязан проявлять бережливость во всем и, следуя указаниям господина, уменьшить численность своих вассалов и количество лошадей. Он, его жена и дети должны носить зимой одежду из хлопка, а летом — из хлопка и пеньки. Утром и вечером семья должна есть только рис и суп мисо. Самураю следует пить только воду и самому рубить дрова, а его жене — готовить пищу. Они обязаны терпеливо выносить все лишения и трудности до тех пор, пока дела господина не пойдут в гору. Таково должно быть желание воина.

Если по какой-то причине самурай решил покинуть клан и стать ронином, ему следует воздержаться от исполнения своего желания, если финансовое состояние клана оставляет желать лучшего. Когда же жалованье восстановлено в полном объеме, он может попросить разрешения оставить клан. Такова подлинная справедливость.

Далее, в трудные времена, когда годовое содержание урезано, самурая могут попросить исполнить какое-нибудь поручение. Воин, в таком случае, не должен закладывать свой запасной меч и шкатулку жены. Ведь в период нужды и лишений по меньшей мере неразумно занимать деньги у кого-либо.

Даже если господин ничего не узнает, это несомненно станет известно командирам, старшим вассалам или главам кланов. И они не сочтут подобное правильным. Они будут смотреть на такого самурая как на человека, вынашивающего какие-то тайные намерения в то время, когда финансовые дела господина в упадке, и относящегося к господину неподобающим для воина образом. И тогда самурай утратит всякий авторитет. Поистине, воин должен быть благоразумен и действовать осторожно.

Мои слова предназначены тем, кто намеревается вступить на Путь Воина.

44. Спокойно относись к трудным поручениям

Когда господин поручает самураю важное дело, например, отправиться посланником куда-либо, самурай обязан должным образом, как подобает воину, принять приказание. Ему следует ответить, что быть выбранным для этого дела из множества остальных достойных вассалов — большая честь для самурая, что это — божественный дар воину и его самое сокровенное желание. Если же самурай выслушает приказ господина с равнодушным и отсутствующим видом, то это — самое отвратительное, что только можно представить.

Ведь как бы самурай ни укрепился мужеством в своем сердце, как бы он ни был исполнен решимости оправдать доверие и возвратиться к господину, успех или неудача в военном деле зависят только от Судьбы. Воин может нанести недостаточно хороший удар или вообще погибнуть на обратном пути в ситуации, вроде бы не предвещающей ничего плохого. В любом случае, все равные ему будут судить о его действиях позднее. Если самурай должным образом принял приказание и хорошо справился с поручением, его все будут восхвалять. Его сочтут человеком, который вел себя, как подобает самураю, с того самого момента, как он получил приказ, и который выполнил свою миссию до конца. Если самурай вдруг совершит какую-нибудь ошибку или же погибнет, все посочувствуют ему.

Если же самурай выслушал приказание с рассеянным и отсутствующим видом, то даже если он и исполнит повеление господина, люди воспримут это как просто удачное стечение обстоятельств, и ничего более. Никто не похвалит такого человека. Если же удача отвернется от него, люди осудят воина и скажут, что то, как он принял поручение, однозначно свидетельствовало: он не справится.

Таким образом, выслушивай приказание и исполняй предписание достойно, как подобает воину.

Человек, который желает стать самураем, должен быть твердо уверен: не существует ничего, такого чего бы он не мог совершить. Допустим, кто-то просит у самурая помощи. Последний обязан подумать, в силах ли он оказать поддержку человеку или нет. Если самурай считает, что не может помочь — это одно. Если же ситуация складывается так, что отказать невозможно, самурай обязан твердо и решительно сказать «да». И тоща просящий о помощи будет безмерно благодарен ему. Если же самурай внешне выражает согласие, а про себя ворчит и проявляет недовольство, то просящий о помощи не только не будет признателен ему, но и подумает, что, наверное, лучше не стоило обращаться именно к этому человеку, и пожалеет о своем поступке. И тогда самурай прослывет слабым духом и нерешительным, и несчастья начнут преследовать его одно за другим. Запомни это.

Мои слова предназначены тем, кто намеревается вступить на Путь Воина.

45. Никогда не возражай господину, даже если тот ошибается

Главный принцип для самурая, находящегося на службе господину — всегда со смирением и покорностью выслушивать слова своего господина, какими бы несправедливыми и суровыми они ни были. Это очень важно. Даже если господин поделится с тобой своими сомнениями и даст возможность оправдаться, запомни: поступать так, если господин осуждает тебя — то же самое, что перечить господину. Это является тяжким преступлением, ибо нарушает правила взаимоотношений между господином и вассалом. Однако, если господин отстраняет тебя отдел, можно по прошествии времени и при наличии смягчающих обстоятельств обратиться за помощью к старшим вассалам и попросить их заступничества, чтобы не оказаться брошенным господином надолго.

Тем, кто намеревается стать настоящими самураями, мы напомним историю одного воина, который всегда отвечал господину должным образом и при этом не пренебрегал словами господина и не терял лица.

В эпоху Кэйтё (1596-1615) среди вассалов Фуку-сима Масанори" был самурай по имени Цукуда Матаэмон, отличавшийся огромной силой. Однажды ночью ^99 во время похода в центре лагеря армии Масанори вдруг возник какой-то шум. Все самураи клана собрались у шатра командующего. На следующее утро Масанори спросил Матаэмона, почему тот появился накануне ночью во время шума с копьем, завернутым в чехол. Матаэмон выслушал господина и ответил, что его недоумение оправданно. Затем он сказал, что так как ночью шел дождь, он накрыл свое оружие плащом, и что господин, несомненно прав. Масанори выразил свое удовлетворение, тем дело и закончилось. Уже после другие самураи сказали Масанори: «Мы видели, как вы вышли с обнаженным копьем. Зачем же вы поведали господину все эту историю о чехле от дождя?» Матаэмон объяснил это так: «Все знают, что дождевой чехол сделан из промасленной бумаги. Есть ли он, нет ли его — разницы никакой. Наш господин, великий полководец, ошибся, не обратив на это внимание. Если бы я сказал все как есть, это было бы позором для господина». Самураи, услышав его ответ, были поражены его рассудительностью.

И в наше время воины должны следовать примеру Матаэмона.

Мои слова предназначены тем, кто намеревается вступить на Путь Воина.

46. Путешествие

Если самурай низкого ранга отправляется в путешествие, ему следует ехать на вьючной лошади. Он должен связать длинный и короткий мечи, дабы они не выскользнули из ножен при падении. Ни в коем случае нельзя обвязывать рукоять меча длинным кушаком или обматывать копье толстой веревкой, ибо тогда люди сочтут тебя недалеким человеком. Если пометить свои вещи знаками отличия и эмблемами типа: «Вассал господина такого-то», это могут счесть неуважением к дому и традициям господина.

В наши дни существует такой обычай: всадники по взаимному согласию погонщиков обмениваются лошадьми. Если обмениваешься лошадью с самураем, спешивайся только после того, как убедишься, что другой человек уже слез со своей лошади. В противном случае, если ты сойдешь со своей лошади первым, и будешь ожидать стоя, ты можешь оказаться в неловком положении, если другой человек вдруг передумает и не захочет меняться лошадьми. Ведь тогда тебе придется снова залезать на ту же лошадь.

Наконец, если ты находишься в Эдо по официальному или личному делу, всеща держи поводья сам. Это надлежит делать даже самураям почтенного возраста. Трудно представить себе большую легкомысленность, чем, будучи еще совсем молодым, заставлять лакея вести лошадь под уздцы, а самому при этом сидеть на лошади и держать руки в карманах.

Мои слова предназначены тем, кто намеревается вступить на Путь Воина.

47. Выполняя официальное поручение, в первую очередь помни о безопасности

Если самурай, находящийся на службе, получает от господина приказ отправиться посланцем в какую-либо область и, например, едет из Эдо в Камигата, ему следует всегда, когда предстоит переправиться на другой берег, и не только такой широкой реки как Оига-ва, но и маленькой речушки, прибегать к помощи перевозчиков. Ибо, если посчитаешь себя знатоком и станешь переправляться самостоятельно, может случиться так, что лошадь оступится, вещи промокнут и кто-нибудь из слуг получит повреждение. А все из-за того, что ты пожалел денег и понадеялся на себя. Ты будешь выглядеть очень глупо.

В высшей степени неразумно садиться в лодку в Ёккайти или Авадзу под тем предлогом, что путь, якобы, короче. Ибо если едешь на обычной лодке из Ку-вана и погода вдруг портится, это еще простительно. Но если ты попадаешь в беду, произвольно изменив маршрут, то это — целиком твоя вина. Не случайно старые стихи говорят:

Путь через Ябасэ кажется короче? Но воин даже в спешке идет кругом — Через мост Сэта.

48. Сопровождение господина

Коща самурай сопровождает своего господина во время путешествия, он должен хорошо представлять себе то место, где они остановятся на ночлег. Очень важно еще до захода солнца узнать, в какую сторону обращен лагерь господина, какие дороги ведут к нему и насколько удобна местность. Ведь если ночью вдруг возникнет опасность или начнется пожар, ты должен знать, куда вести своего господина. Поэтому еще до того, как солнце село, поговори с местными жителями. Отметь для себя, где запад, а где восток, где горы, а ще лес, наконец, есть ли поблизости храмы или святилища. И тогда, если ночью что-нибудь случится и господин спросит, в каком направлении ехать, ты сможешь дать обстоятельный и подробный ответ.

Кроме того, если, сопровождая господина, ты идешь пешком, запомни: на холм следует подниматься впереди господина, а, спускаясь с холма, двигаться позади него. Кажется, что это пустяк, но на самом деле, настоящий самурай обязан всегда поступать так.

Запомни эти слова и почаще вспоминай их. Самурай, находящийся на службе, не имеет права проявлять беспечность. Днем и ночью он обязан думать только о том, чтобы оказать услугу своему господину. Таковы должны быть намерения настоящего самурая.

Мои слова предназначены тем, кто намеревается вступить на Путь Воина.

49. Оружие

Каждый самурай, независимо от ранга, должен иметь соответствующее его положению оружие и доспехи. Относительно этого в каждом клане существуют свои" законы и правила. Даимё устанавливает, какие флаги несёт каждый отряд, какой должна быть амуниция, какие должны быть знаки отличия на шлемах, копьях, рукавах и вьючных животных. Само собой разумеется, что воины обязаны самым внимательным образом следовать указаниям господина.

Трудно предугадать, когда возникнет необходимость выступить в поход. Быстро приготовить вещи невозможно, вот почему все надлежит делать заранее. Тот же, кто пренебрегает повседневными обязанностями и делает это на бегу, заслужит лишь презрение остальных. Известны случаи, когда не побеспокоившиеся вовремя о знаках отличия были атакованы и убиты своими же, поэтому к таким вещам нельзя относиться беспечно.

Кроме того, господин вправе в любое время объявить о проверке военной подготовки всех самураев клана. Он может выразить желание лично осмотреть оружие и доспехи. Боевое снаряжение не только самураев, но и их слуг и оруженосцев должно быть в полной готовности. Если господин видит, что вассал хоть сейчас готов выступить в поход, он выразит свое удовлетворение, которое разделят и старшие вассалы.

Если же господин обнаружит недостатки и упущения, он решит, что самурай утратил Бусидо и забыл о своем долге. И даже если господин не выразит публично своего недовольства и простит такого самурая, пренебрежительно относящегося к своим основным обязанностям, он все равно будет пребывать в уверенности, что этот воин — слаб и даром получает содержание.

Даже если господин не упрекает тебя, запомни:

тот, кто хочет стать настоящим самураем, никогда не забывает о том, что он в любой момент должен быть готов вступить в бой. Еще можно простить какого-нибудь слугу или оруженосца, который носит деревянный или бамбуковый меч вместо настоящего, полагая, что ему не нужно никого убивать, и не носит набедренной повязки, ибо ему нет необходимости подвязывать кимоно. Но самурай, получающий содержание, соответствующее его рангу, и не знающий, что такое долг воина, пренебрегающий, ссылаясь на мирное время, подготовкой необходимого оружия и снаряжения, заслуживает во сто раз большего презрения по сравнению с такими слугами и оруженосцами. Если господин узнает об этом, каковы же будут его гнев и осуждение? Помни об этом и никогда не откладывай на потом военные приготовления.

Воин низкого ранга, собирающийся приобрести новые доспехи, обязан помнить о следующем. Если он планирует потратить на оснащение три золотых, две трети этой суммы уйдет на шлем и доспехи, защищающие тело. На оставшиеся деньги можно купить нижнее белье, ремни, куртку, плащ, хлыст, веер и даже такие вещи, как лакированные ведра и фляги. У самурая должно быть в наличии все необходимое, пусть даже простое и скромное.

Многие уделяют внимание только своим доспехам и из кожи лезут вон, только чтобы купить что-нибудь подороже и покрасивее, забывая тем самым о своем положении. Что же касается прочего оснащения и незначительных вещей, то они откладывают их приобретение, полагая, что всегда успеют купить их. Так они и проводят всю жизнь, имея лишь роскошные доспехи и не имея ничего остального. Вот почему доспехи должны быть простыми, соответствующими твоему рангу. Тогда ты сможешь в достатке иметь второстепенные, но необходимые вещи. Затем, как бы ты ни был молод и силен, лучше отказаться от тяжелых железных доспехов, больших знамен и пышных перьев на шлеме. Ведь воин низкого ранга не может часто менять доспехи, и то, что казалось вполне посильным молодому, окажется непомерной ношей для человека в летах. Кроме того, даже молодой и крепкий человек может ослабеть от ран, полученных в сражении. И тогда даже легкие доспехи будут давить тяжким грузом на плечи, стесняя движения. Вот почему говорят, что тяжелые доспехи бесполезны.

Кроме того, следует помнить вот о чем. Самыми лучшими должны быть шлем и латные рукавицы, ибо именно по ним в первую очередь судят о воине. В остальном же достаточно довольствоваться простыми вещами. Особенно позаботься о шлеме: верхушка и тесемка должны быть превосходными. Ведь победа или поражение на поле брани — во власти судьбы. Если ты погибнешь, голова твоя вместе с шлемом попадет в руки врага, в роду которого шлем будет передаваться из поколения в поколение вместе с рассказами о том, что связано с ним. Поэтому, именно по твоему шлему последующие поколения будут судить о твоей военной доблести и отваге.

Мои слова предназначены тем, кто намеревается вступить на Путь Воина.

Назад

Содержание

Вперед

Московская Центральная Школа Седокан Айкидо http://www.shodokan.narod.ru

Размещенные материалы не несут коммерческого характера.

При использовании материалов с данного ресурса автор будет благодарен за размещение ссылки на этот сайт

http://www.shodokan.narod.ru

Rambler's Top100Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Яндекс цитирования alt=""