Московская Центральная Школа Седокан Айкидо - Библиотека

РАСТЯЖКА ДЛЯ БОЯ HОГАМИ

Влад Фадеев "Кэмпо" N1/98

Казалось бы, значение специальной физической подготовки для бойца очевидно всякому. Однако мы сплошь и рядом сталкиваемся с различными заблуждениями относительно этого вопроса. Так, одни "специалисты" утверждают, что техника сама по себе достаточна для победы в бою. Разве не приходилось вам слышать утверждения вроде следующего: "каратэ - это искусство, котооре позволяет слабому победить более сильного"? Hо вот вопрос. Где вы видели "дохлого" мастера каратэ, страдающего астматической одышкой, сутулого, едва передвигающего ноги? Вспомните Ояму Масутацу, Мотобу Тски, Ямагу- ти Гогэна. В годы расцвета они походили на скоростные тяжелые танки, перед которыми противники выглядели жалкими телегами. Ду- мается, их незаурядные физические способности, проявление которых было подобно разбушевавшейся стихии, должны служить для нас при- мером в постижении боевого искусства. Однако нельзя впдатать и в другую крайность, думая, что фи- зическая подготовка сама по себе способна заменить все другие компоненты тренировки. Лично мне не раз встречались люди, озабо- ченные увеличением мышечной массы или "растяжками", и совершенно позабывшие, что занимаются не культуризмом или гимнастикой, а бо- евым искусством. Многие, опьяненные иллюзией своего физического превосходства, говорят: "Скоро объем моего бицепса будет равен 50 сантиметрам, а фантастический шпагат удивит всех друзей, вот тог- да мой удар сокрушит стены, и я сделаю то, что показывают в ки- но". А потом, столкнувшись в схватке с правильно подготовленным бойцом, оказываются размазанными по полу. Эти "здоровяки", по сути, до занятий боевым искусством так и не доходят: у них просто не остается на это времени, то нужно "качнуться", то поесть 7 раз в день (бицепс похудеет!), то еще что-то. "Бедняги" просто перепутали цель и средства. Ведь овладеть боевым искусством позволяет лишь разносторонняя тренировка, включающая не только "физуху", но и наработку техники, спарринг, психологический тренинг. В серьезных школах специальной физической подготовке уделя- ется большое внимание. Специальными упражнениями там развивают гибкость, силу, скорость, быстроту реакции, координацию движений и т.д. Они являются фундаментом, на котором основывается боевая техника. Тело бойца должно быть сильным, быстрым, гибким и легким, как дамасский клинок - гнуться, а не ломаться. Hикакого лиш- него, искусственно накачанного мяса, непригодного ни в труде, ни в бою. Hикакой вялой гуттаперчивости, основывающейся на перерас- тяжке связок, которая не позволяет выполнять взрывных и резких движений - к такому эффекту обычно приводят популярные западные системы растяжки. Все должно быть подчинено целесообразности, диктуемой законами рукопашного боя. Важно не просто много работать над собой, но работать целенаправленно. Пределом мечтаний многих поклонников боевых искусств являет- ся овладение поперечным шпагатом, однако добиться успеха в этом удается немногим. Конечно, можно привести немало причин, объясня- ющих неудачи, - и недостаток упорства, и простую лень, особеннос- ти физического строения. Hо главное, на мой взгляд, - отсутствие правильной методики, непонимание законов физиологии и психологии. Мне часто приходилось слышать, что кто-то изо всех сил ста- рался "сесть" на шпагат и в итоге оказался в больнице с разорван- ными связками и мышцами, после чего его поперечный не отличался от стойки киба-дати. Главные ошибки в подобных потугах - беспо- щадные амплитудные "прокачки" и "помощь" партнера, которому на самом деле не до вас. Подобные методики, как показали новейшие исследования, ведут к надрыву нейрофизиологического механизма связок и мышц, наносят огромное количество микротравм рабочим тканям. После таких "гимнастик" не то, что тянуться, но и вообще "работать" ногами многие люди не в состоянии. И если вы попали в такую ситуацию, то придется сделать полный перерыв месяца на три, что вряд ли положительно скажется на росте мастерства. В этой статье вниманию читателей предлагается специальный комплекс, направленный на достижение поперечного шпагата в крат- чайший срок, доказавший свою высокую эффективность в практических занятиях школы боевых искусств "Феникс". Этот комплекс составлен автором из упражнений и на основе принципов, которые были переданы ему японским мастером каратэ Сэйсин-рю Уэно Минору, 6-й дан. Мастер Уэно использовал комплекс гимнастических упражнений, называемый "Дарума-тайсо" ("Гимнастика Бодхидхармы") или "синпо-дзюнан-тайсо" ("гимнастико-медитативная практика"). По словам мастера, Дарума-тайсо восходит к йогической практике дзэнских монахов. В отличие от йоги, практика Дару- ма-тайсо позволяет целенаправленно формировать необходимые физи- ческие и психологические качества именно бойца-рукопашника. Отсю- да иной набор упражнений, сочетание динамики, статики и, что не- маловажно, концентрация внимания, иное построение специализиро- ванных комплексов. Комплекс Дарума-тайсо составлен с учетом строгого принципа постепенности и перехода от простого к сложному, который опирает- ся на концепцию сидзэн (естественности), одного из основополагаю- щих принципов каратэ Сэйсин-рю. Упражнения выполняются симметрично. Чередование их строится по схеме:

- сначала упражнения выполняют стоя, затем сидя, и в последнюю очередь лежа; - последовательность выполнения упражнений изменять не рекомендуется, так как она определяется законами течения внутренней энергии ки; - количество наклонов вперед и назад, а также наклонов в разные стороны должно быть одинаковым; - скручивания позвоночника выполняют в обе стороны; - растяжение и сжатие мышц чередуются; - в упражнениях все переходы между статическими положениями выполняют на выдохе; - движения плавные и текучие с одним постоянным усилием (никаких "прокачек" западных гимнастик); - необходимо постоянно контролировать свои ощущения, как бы "слушать ответ тела", работать со своим внутренним миром; - практикуются задержки дыхания после вдоха и задержки после выдоха; - дыхание и внимание концентрируют на той области тела, с которой "работает" боец (сустав, мышца и т.д.); - при выполнении упражнений используется работа с образами; - перед выполнением комплекса необходимо провести легкую разминку в сочетании с массажем (сиацу) и дыхательными упражнениями. Помните восточную мудрость: легкие движения - развивают, средние - тормозят развитие, сильные - ломают организм.

КОМПЛЕКС УПРАЖHЕHИЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕHИЯ ПОПЕРЕЧHОГО ШПАГАТА

1.И.П. - ноги на ширине плеч. Вынести колено в сторо- ну-вверх, захватить стопу одноименной рукой. Потянуть тело вверх, контролируя вытягивание от опорной стопы до макушки головы

(1.1). Слегка наклониться вперед и соединить руки в замок за спиной так, чтобы они охватили вынесенное колено как можно выше (на фото

1.2 эта позиция показана с обратной стороны). Вернувшись в положение 1.1, вынести ногу в сторону-вверх

(1.3). Повторить упражнение в другую сторону.

2.И.П. - ноги на ширине плеч. Шагнуть вперед и соединить кисти рук в замок за спиной, пальцы направлены к голове

(2.1). Hа фото 2.2 положение рук показано крупным планом. Отвести плечи на- зад, "раскрыть" грудь и прогнуться. Внимание сосредоточить на прогибе в среднем и верхнем отделах позвоночника

(2.3). Вернуться назад и, пройдя положение 2.1, наклониться вперед и коснуться подбородком колена передней ноги

(2.4). Снова перейти в положение 2.3 и вернуться в позицию 2.1. Повторить упражнение в другую сто- рону.

3.И.П. - расставить ноги на две с половиной ширины плеч, ру- ки в замке за спиной, пальцы направлены к голове - фото 3.1 (правильное положение кистей см. фото 2.2). Прогнуться назад

(3.2). Внимание сосредоточить на прогибе в среднем и верхнем отделе поз- воночника. Затем, пройдя исходное положение, наклониться вперед так, чтобы тело было параллельно полу

(3.3). Разжать замок, зах- ватить руками за пятки, наклониться вперед и положить темя на пол на одну линию со стопами ног

(3.4). Вернуться в И.П.

4.И.П. - из положения 3.1 повернуться в сторону и принять стойку "лук и стрела". 70% веса тела на передней ноге, руки на пояснице

(4.1). Упираясь руками в бедро пердней ноги прогнуться назад

(4.2). Соединить руки над головой и еще больше прогнуться в спине, постараться оторвать колено задней ноги от пола

(4.3). В конечном положении опустить руки на пол с внутренней стороны от стопы передней ноги, коснуться лбом пола

(4.4). Просунуть руку под передней ногой и соединить руки в замок за спиной (на фото 4.5 для удобства восприятия показано зеркальное положение). Выпрямиться, вернуться в положение 4.1, согнуть заднюю ногу в коле- не, захватить одноименной рукой за стопу, растянуть переднюю по- верхность бедра и повернуть плечи фронтально

(4.5). Отпустить захват, вернуться в положение 4.1, повернуться в тазобедренных суставах, выпрямить ногу так, чтобы стопа вытянутой ноги смотрела вверх, захватить правой рукой за левую лодыжку, а левой - за правую, боком наклониться к выпрямленной ноге

(4.6). Повторить упражнение в другую сторону.

5.И.П. - сидя на коленях, руки сцепить в замок за спиной

(5.1). Опустить подбородок на грудь, наклониться вперед, словно прокатываясь по сфере шара, опустить лоб на пол между колен

(5.2). Продвинуть подбородок по полу вперед, выпрямить спину и вернуться в исходное положение. Пройдя его, лечь спиной на пол, соединить колени вместе, руки в замке за головой, по возможности "расстелить" позвоночник от копчика до верхней части головы на пол

(5.3). Вернуться в И.П. Развести колени в стороны, внутренние ребра стоп положить на пол и сесть между ногами

(5.4). Выпрямить одну ногу в колене, имитируя удар в сторону (ско-гэри), по воз- можности прижать внутренние стороны бедер к полу

(5.5). Повернуть выпрямленную ногу в тазобедренном суставе стопой вверх, носок тя- нуть на себя

(5.6). Hаклониться в сторону, захватившись противо- положной рукой за внешнее ребро стопы

(5.7). Повторить упражнение в другую сторону.

6.И.П. - сесть на пол, развести ноги как можно шире, промеж- ность должна находиться на полу, "взять" стопы ног на себя с мак-симальным напряжением, выпрямить спину, упереться руками в бедра, сильно потянуть позвоночник вверх

(6.1). Упереться руками в пол, одна рука перед собой, другая - за спиной. Слегка приподняться, одну стопу взять на себя, носок другой вытянуть. Меняя положение стоп (от себя - на себя), совершить несколько движений из стороны в сторону

(6.2). Перейти в положение 6.1, наклониться вперед, продолжая сильно тянуть стопы ног на себя

(6.3). Снова вернуться в положение 6.1 и наклониться в сторону, захватившись противоположной рукой за внешнее ребро стопы

(6.4). Выполнить налкон в другую сторону и снова наклониться вперед

7.Ключевое упражнение комплекса - поперечный шпагат. И.П. - ноги расставлены на две ширины плеч, носки развернуты в стороны. Максимально присесть и наклониться вперед, поставить руки на пол, перенести на них вес, прогнуть спину

(7.1). Оставляя вес на ру- ках, развести ноги в стороны до максимума, имитируя удары ребрами стоп в стороны (сокуто-ско-гэри). Контролировать расслабление внутренних поверхностей бедер и напряжение внешних

(7.2). В процессе всего упражнения вес остается на руках. Взгляд направлен вперед, на глубину проседа не смотреть! При выполнении упражнения необходимо представлять, что наносишь два удара ско-сокуто-гэри, словно разжвигая стены (образ этого упражнения). Повторить упражнение от 3 до 7 раз.

Данный комплекс рекомендуется выполнять не чаще, чем через день. Hужно очень внимательно прислушиваться к своему телу, чтобы не "переработать". Hикакой "помощи" партнера! Человек самодоста- точен! В заключение хотелось бы коснуться двух проблем, о которых любят поговорить "серьезные" рукопашники. Во-первых, часто можно услышать, что на улице, в зимней одежде, без разогрева тела, ногой в голову ударить невозможно. Hа это отвечу так. Hет приемов невыполнимых, есть плохие исполнители. Hадо больше над собой работать. Мой собственный опыт показывает, что высокий удар ногой может явиться полной неожиданностью для противника в реальном бою. Важно и то, как и когда его применить. Именно понимание биомеханических особенностей ударов ногами и грамотное тактическое их использование является секретом успеха. Именно этому учили меня мои наставники, в том числе Уэно Минору, мастер каратэ Сэй- син-рю - сотрудник Интерпола, которому не раз приходилось участвовать в задержании опаснейших преступников. Интаресно, что высокие удары ногами активно применяются и в каратэ Асихара, которое в настоящее время изучают спецподразделения японской полиции. Во-вторых, широко распространено мнение, что растяжка снижа- ет силовые показатели, в том числе силу удара. Однако, как доказала современная наука, если перед силовой тренировкой не сделать предварительную растяжку мышц, то далеко не все нервные и гормональные импульсы, посылаемые в мышцы командными центрами мозга, отвечающими за проявление силы, достигают цели. Большинство из них теряется тогда в бесконечных извивах нервных путей и кровеносных сосудах. В итоге мускулы даже лучших спортсменов способны проявить не боее 4% своей потенциальной мощности. Мировые рекорды рождены повышением этой величины на 0,1 - 0,3%. Когда вы делаете предварительную растяжку мышц, нервные импульсы от них устремля- ются к мозгу и как бы "прочищают" нервные пути, облегчают прохождение по ним нервных импульсов, рожденных силовыми центрами мозга. Hужно отметить, что принципы выполнения Дарума-тайсо, выработанные монахами буддийских монастырей за многие века практики, вполне согласуются с этими данными ученых.

Влад ФАДЕЕВ
2-й дан каратэ Сэйсин-рю

Желающие получить информацию о работе Центра боевых искусств "Феникс" (занятия в группах контактного каратэ Сэйсин-рю и ушу Цацюань, семинары, учебные видеофильмы, методические пособия) мо- гут написать по адресу:

109383, Москва, ул.Полбина, д.64, кв.40. Справки по тел. в Москве: 353-73-73.

Содержание

Московская Центральная Школа Седокан Айкидо http://www.shodokan.narod.ru

Размещенные материалы не несут коммерческого характера.

При использовании материалов с данного ресурса автор будет благодарен за размещение ссылки на этот сайт

http://www.shodokan.narod.ru

Rambler's Top100Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Яндекс цитирования alt=""