КАПОЭРА - борьба с танцем

КАПОЭРА - борьба с танцем

Аль-Касай

Бразилия, XVIII век. Португальские завоеватели, сахарные плантации, черные рабы, привезенные в вонючих трюмах из-за океа- на. Белые рабовладельцы с длинными хлыстами, влажные леса Амазон- ки, Европа - далекая, забытая, не ведающая и не знающая  Все это нам довольно хорошо известно по описаниям советского учебника истории, глава "Борьба народов Южной Америки против ра- бовладельческого строя". Но совершенно неизвестно нам главное оружие этой борьбы, которое родилось на черных плантациях и в ла- герях беглецов, полтора века не давало уснуть правительствам и полиции, а теперь является одним из самых популярных народных ви- дов спорта Бразилии. Автор данной статьи, торопясь рассказать почтенной публике об этом удивительном искусстве, решил взять интервью у опытного русскоязычного капоэриста. Быстро обнаружив, что в пределах Иеру- салима самым лучшим приближением к такому определению является он сам, автор стал задавать вопросы себе, из чего и родилось это ин- тервью с самим собой:

Вопрос: Что такое Капоэра? Танец? Борьба? Чем она отличается от каратэ? Если черный пояс по каратэ встретится с черным поясом по капоэре - кто победит?

Ответ: Все по порядку. Капоэра - это танец, борьба, гимнас- тика, акробатика, музыка - все вместе. Удивительно, что в мире нет других подобных школ, ведь это сочетание настолько естествен- но и плодотворно! Бой (или танец, или встреча) капоэристов всегда проходит под музыку, ритм. Ритм задает темп, настроение встречи. Все движения пластичны и красивы, свободны и естественны. Музыка и ритм обретают телесное воплощение в движениях капоэристов, де- коративный танец наполняется живой игрой двух людей, нападение, защита, обман, бахвальство, усталость, примирение, обида - все это рождается в игре, танцует, борется в едином действии. Бой происходит между двумя людьми, внутри круга - Хода (Roda Capoeira). Пока двое танцуют в середине, остальная группа стоит вокруг, поет, хлопает в ладоши. Ритм задается большим барабаном, бубном, и специальным допотопным музыкальным инструментом - бе- римбао. Беримбао - это большой лук, с приделанной к нему пустой высушенной тыквой. Струна лука может издавать два звука различной высоты, а тыква - резонирует и добавляет обертоны.

Вопрос: Разве можно сочетать в одном искусстве серьезную борьбу и настоящий танец?

Ответ: Разумеется, и еще как! Вопрос - что понимать под словами "серьезный" и "настоящий". Конечно, увидев капоэристов, кру- тящихся друг вокруг друга задами вверх, эстет может усомнится в серъезности их намерений. Но на самом деле, здесь работает очень простая логика - вместо того чтоб подставлять противнику хрупкую голову и слабые руки, капоэрист подсовывает ему сильные ноги и мягкий зад - самые защищенные части тела. А что касается "настоя- щего" танца - многие движения современного балета идентичны дви- жениям капоэры. В капоэре многие удары, блоки, подножки стилизованы под ак- робатические или танцевальные па, а на первый взгляд невинные гимнастичесие упражения могут уложить на землю здоровенного про- тивника.

Вопрос:Но все-таки, кто победит - капоэрист или каратист?

Ответ: Вопрос похож на всем известный, из Льва Кассиля: "Ес- ли кит на слона влезет - кто кого сборет?" Обычно его задают лю- ди, не умеющие ни того, ни другого. Неизвестно кто победит, - все зависит от того какой капоэрист, и какой каратист. По-моему, по боевой мощи капоэра не уступает восточным единоборствам. А самое главное - в реальной жизни вероятность встречи кара- тиста с капоэристом ненамного превышает вероятность встречи кита со слоном. В конце концов, основная польза от занятий единоборс- твами для обычных городских людей - это общее физическое разви- тие, и здесь мне больше нравится капоэра. Кстати, если все-таки обсуждать "кто-кого" - капоэрист имеет больше шансов на победу просто потому, что капоэра никому неиз- вестна и таит для тренированного каратиста массу неожиданностей. В капоэре все наоборот. Выгодным положением является положение ниже противника, все уходы, подсечки, весь ритм боя - обратны по отношению к восточным искусствам и общепринятым правилам рукопаш- ного боя. Там где каратист ожидает удара справа, капоэрист напа- дет слева, там где в карате логичен блок и уход в сторону, капоэ- рист упадет вниз, сделает подсечку, прокрутит сальто и окажется в двух метрах от противника с противоположной стороны. Падение на землю является частью системы, и самые мощные удары наносятся именно снизу, с опорой на руки. Вообще, в бою капоэрист больше стоит на руках, чем на ногах.

Вопрос: Для этого нужно иметь очень сильные руки?

Ответ: Же- лательно. Хотя опять же, основная сила движений - в использовании инерции тела, набранного момента и импульса. Гораз- до важнее даже не очень сильными руками уметь направлять движение тела в нужную сторону, держать равновесие и правильно выстраивать последовательность движений, чем просто отжиматься на руках.

Вопрос: Но капоэрист не разобъет рукой восемь кирпичей?

Ответ: Так уж необходимо в жизни уметь разбивать рукой во- семь кирпичей?

Вопрос: А танец? Что во всем это танцевального?

Ответ: Это и есть танец. Если снизить темп, смягчить движе- ния, отойти друг от друга еще на десять сантиметров - получится современный танец. В капоэре заложена вся пластика современного танца. И не удивительно. Современный танец родился на африканских ритмах, и капоэра - на них же. Родившись из одного корня, капоэра и современный танец остаются очень похожими. Наш учитель планиру- ет в ближайшем будущем давать уроки в одной из иеруслимских сту- дий современного танца. Для такой студии занятие капоэрой - как занятия классическим рисунком для студентов школы современного дизайна. Многие из движений, используемые в современном танце, в капоэре отшлифованы и собраны в цельную законченную систему, ос- новывающуюся на народных и природных традициях, очищены от укра- шательств и посторонних наслоений. Как всякое чисто народное ис- кусство, капоэра выглядит для неискушенного зрителя скучнее, чем развитый современный балет, но именно от капоэры можно научиться основным и важным вещам, необходимым для танцора.

Вопрос: Какая основная разница между капоэрой и восточными единоборствами?

Ответ: Та же, что между тибетским монастырем и карнавалом в Рио-де-Жанейро. Карате - это борьба плюс философия, концентрация воли, мысли, духа. Капоэра - это борьба плюс карнавал, музыка, шутка, ритм, раскрутка тела, чувств.

Вопрос: История. Как, где и почему началась капоэра?

Ответ: Как средство самообороны бразильских черных рабов. Никто не разрешил бы рабам тренироваться открыто, поэтому они маскировали свои тренировки под вечерние танцы вокруг костра. Многие из рабов были покалечены, лишены рук и ног. Поэтому в ка- поэре много движений на руках, или на одной руке и ноге, и так далее. В прошлом капоэристы могли держать между пальцами ног но- жи. Кроме того, африканские корни естественным образом повлияли на ритм и музыку капоэры.

Вопрос: То есть можно сказать, что корни капоэры - в Африке?

Ответ: Нет свидетельств о существовании капоэры в Африке до ее появления в Бразилии. Так что это все-таки чисто бразильское изобретение.

Вопрос: Капоэра широко распространена в мире? Где можно за- ниматься капоэрой в Израиле?

Ответ: В мире капоэристов много, хотя конечно меньше чем ка- ратистов. Есть международная организация капоэристов, ABADA- CAPOEIRA, регулярно проходят соревнования, международные курсы, просто люди ездят друг к другу в гости. В Европе много центров капоэры. В Израиле есть всего несколько групп, где преподают в основ- ном израильские тренеры. Мне повезло заниматься в группе учителя из Бразилии, Тигре. У нас тренировки проходят три раза в неделю в матнасе Мурша, около муниципалитета. Он ведет еще несколько групп в Иерусалиме, Маале-Адумим, и Кфар-Сабе. Стоит это очень недоро- го, особенно учитывая уровень тренировок. Вопрос: Люди какого возраста могут заниматься капоэрой? Для этого нужна предварительная подготовка? Женщинам это под силу?

Ответ: Возраста - любого. Просто каждый возраст найдет в этом свое. Для детей это очень хорошая сбалансированная физичес- кая подготовка, дающая основу ощущения своего тела, равновесия, ритма, своих сил, укрепляющая все до единой мышцы тела. Для моло- дых людей - это капоэра как она и есть. Для старшего возраста - гимнастика, ритмическая разминка. Женщинам это под силу. Физичес- кая мощь - только одна из составляющих искусства капоэриста. Жен- щинам остается все остальное - гибкость, мягкость, ритмика, быст- рота, умение следить за противником, эстетика, и так далее. А предварительная подготовка - естественно, чем больше тем лучше. У нас есть один парень - прошедший армейский курс рукопаш- ного боя. Конечно же, ему гораздо легче чем мне, или другим, кто начинал с нуля. Но через какое-то не очень большое время даже "неспортивные" люди втягиваются в ритм, выучивают какие-то первые движения, и дальше уже чувствуют себя в капоэре совершенно свободно. Самому молодому капоэристу у нас в группе - два года. Отец берет его иногда с собой на свои тренировки. Пацан еще не умеет завязывать шнурки на кроссовках, но уже делает удар с разворотом.

Вопрос: Сколько времени ты лично этим занимаешься, и как ты туда вообще попал? Ты сам можешь сделать стойку на руках?

Ответ: Стойку на руках сделать могу, из всех положений, и могу сделать стойку на одной руке, и еще разные финты. Это кстати, не трудно, если умеешь на двух.

Попал, увидев представление на Кикар-Цион, и было это в прошлом мае. То есть больше года уж мне. На прошлой неделе полу- чил желто-белый пояс, то есть самый первый разряд. А Тигре наш поехал на два месяца в Бразилию - восстанавливать квалификацию после года возни с такими чайниками как мы. Однако ж мы все там же тренируемся - в матнасе Мурша, и рады любому пополнению. Так что - пишите письма al-kasai@iname.com

Содержание

Московская Центральная Школа Седокан Айкидо http://www.shodokan.narod.ru

Размещенные материалы не несут коммерческого характера.

При использовании материалов с данного ресурса автор будет благодарен за размещение ссылки на этот сайт

http://www.shodokan.narod.ru

Rambler's Top100Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Яндекс цитирования alt=""