Хварандо
Современное корейское боевое искусство, разработанное в 1960-х годах братьями Ли
Банджу и Ли Санджу.
Термином "хваран" в корейской истории называют
группу молодежи из аристократических семей государства Силла - одного из
древнекорейских государств - которые объединились для совместной учебы,
развлечений и изучения искусства войны. Сам термин "хваран" означает "цветущая
молодежь" или "цветы-юноши".
Словом "хварандо" назывался
философско-религиозный кодекс, положениям которого следовали хвараны. Это вовсе
не было какое-то боевое искусство. Известно, что 24-й король Силла - Чинхунг
(534--576) - на 37-й год своего правления признал Хваран-до в качестве
философского учения. Хвараны распространили свое влияние по всему корейскому
полуострову и были прославлены искусством стрельбы из лука - как с коня, так и в
пешем строю. Хотя известно, что они занимались и фехтованием, не осталось
никаких происходящих от них стилей рукопашного боя либо боя на мечах. Они
изучали китайскую классическую литературу и военную стратегию, а также китайские
боевые искусства, и демонстрировали свои навыки во время ежегодного
национального фестиваля в июле--августе.
Для физической тренировки и
духовного совершенствования группы хваранов удалялись в горы. Они были хорошо
образованы, и помимо всего прочего занимались также ритуальными песнями и
танцами. В основном в группы хваранов вступали дети аристократов Силла, однако
известны случаи приема в хвараны и выходцев из более низких сословий. Движение
хваранов поддерживалось троном, так как короли до коронации обычно также
принимали в нем участие. К хваранам также принадлежали большинство
военачальников государства Силла. Постепенно движение хваранов угасло, и в X
веке фактически сошло на нет, но тем не менее хвараны стали в Корее символом
патриотизма и любви к родине.
Современное боевое искусство хварандо идет
от братьев Ли. В 1940-м году они детьми были отданы в монастырь Согванса. Под
руководством монаха Суам Доса они изучали буддизм, а также боевые искусства,
сохраняемые среди монахов монастыря. Согласно легендам, эти приемы передавались
от хваранов. После восьмилетнего обучения братья покинули монастырь.
В
1950-х годах братья Ли изучали хапкидо у Ким Мухёна - ученика Чхве Ёнсоля. Ким
Мухён также изучал боевые искусства в монастырях, именно с его подачи в хапкидо
появились многочисленные удары ногами, которые хорошо освоили братья Ли. В
1962-м году учитель Ким был призван в армию, и Ли Банджу, обладатель 5-го или
6-го дана, пошел учиться к мастеру куксуль Со Инхёку, и изучил у него методы
использования в бою открытой кисти. В 1968 году Ли Санджу переехал в США и
открыл там первую школу хапкидо. В 1969 году, после смерти Суам Доса, Ли Банджу
основал Всемирную ассоциацию хварандо (World Hwa Rang Do Assotiation). В 1972
году он также переехал в США, и уговорил брата сменить название преподаваемого
искусства на хварандо.
Из истории видно, что хварандо - это эклектичное
боевое искусство, соединившее в себе приемы хапкидо, куксуль и технику,
преподававшуюся среди монахов. Таким образом, там есть как "мягкие", так и
"жесткие" приемы, как прямолинейные, так и круговые движения, которые можно
использовать как в атаке, так и в защите. В хварандо также изучают фантастически
выглядящие прыжки с разворотами, болевые приемы, опрокидывания, удушения и
основы борьбы. К используемому в хварандо оружию относятся копье, меч, шест и
ножи. Искусство боя различными типами шестов считается одним из наиболее
развитых и функциональных, а приемы боя ножом, дубинкой и короткой палкой,
вместе с приемами обороны от этих видов оружия голыми руками, благодаря книгам и
стараниям Майкла Эчаниса - одного из учеников Ли Банджу - вошли в арсенал
американских коммандос.
|