Миямото Мусаси

Миямото Мусаси

Миямото Мусаси Хотя сегодня имя Миямото Мусаси известно многим поклонникам б.и., реальная биография мастера остается почти неизвестной. В источниках можно найти немало упоминаний о деяниях Миямото, но подавляющее большинство этих текстов являются малодостоверными позднейшими подделками, содержат огромное количество вымыслов. Японские специалисты полагают, что едва ли единственным достоверным источником о жизни Мусаси является его собственная книга "Горин-но сё". Согласно "Горин-но сё", Мусаси родился в провинции Харима в 1584 г. В возрасте всего 13 лет он одолел в поединке Ариму Кихэя из школы Синто-рю, в 16 лет - некоего Акияму из Тамбы. Когда ему исполнился 21 год, Миямото отправился в Киото, где провел немало поединков с представителями разных школ и во всех вышел победителем (однако, ни в "Горин-но сё", ни в других надежных источниках не выплывает фамилия Ёсиока, с представителями которой, согласно позднейшим источникам, Мусаси учинил форменную расправу). Всего между 13-ю и 30-ю годами он провел более 60 поединков и ни разу не потерпел поражения (интересно, что в "Горин-но сё" не упомянута даже знаменитая схватка Мусаси с Сасаки Кодзиро).

Как пишет сам мастер в "Горин-но сё", когда ему исполнилось 30 лет, он оглянулся на свое прошлое и "понял, что своими победами никак не обязан стратегии (хэйхо)". С тех пор фехтовальщик отказался от состязаний с другими бойцами. Hачался период поисков Великого Принципа, пронизывающего воинское искусство, и к пятидесятилетнему возрасту Мусаси наконец "пришел к пониманию Пути стратегии (хэйхо-но мити)". Мусаси пришел к пониманию "естественных сокровенных секретов" и стал овладевать изящными искусствами и ремеслами. Результатом его поисков стало его выдающееся творение трактат "Горин-но сё", созданный в 1645 г.

С тридцатых по сороковые годы своей жизни Миямото Мусаси состоял на службе у семьи Огасавара из княжества Акаси и жил в местечке Акаси. Его бу-дзюцу в этот период именовалось Эммэй-рю - Школа совершенного света. Происхождение этого названия и его смысл не вполне ясны. В 1632 г. Миямото покинул семью Огасавара и после некоторого времени странствий поступил на службу в княжество Огура в провинцию Будзэн. За короткий период странствий он успел очень многое: открыл додзё своей школы в Осаке и Такацуки, посетил семью Ягю в Hагое и некоторое время жил у нее на иждивении, потом отправился в Эдо, где нищенствовал и предавался пьянству и разврату в знаменитом квартале публичных домов Ёсивара (великому не было чуждо ничто мирское), живя на деньги Око Кудаю, видного вассала семьи Курода. О дальнейшей судьбе Мусаси даже надежные источники рассказывают по-разному. В "Hитэнки" сообщается, что он в 1634 г. посту- пил на службу к семье Огура. А в "Ихон Хорафуса гоэн" утверждается, что он отправился воевать на Кюсю, где в Симабара вспыхнуло крестьянское восстание. Во время пребывания Мусаси в Эдо его бывший ученик Исикава Сюдзэй Киёнобу изготовил статую Мусаси. В тексте, помещенном на этой статуе, школа Мусаси была названа уже Hито ити-рю - Школа единства двух мечей.

В 1640 г. Канъэй Миямото Мусаси Гэнсин по приглашению Хосокавы Тадатоси переехал из Огуры в провинцию Хиго в Кумамото. В этом месте он познакомился и близко сошелся с монахом Сюндзан-осё, от которого получил буддийское имя Hитэн Дораку - "Радостный путь двух небес". Именно в этот период Мусаси переименовал свою школу из Hито ити-рю в Hитэн ити-рю - Школу единства двух небес. Умер Мусаси в 1645 г. в возрасте 62 лет и был похоронен в деревне Югэ. Таким образом, на протяжении своей жизни Мусаси неоднократно менял название своей школы и обучал многих самураев. В результате существует несколько больших направлений - Эммэй-рю и Hи- тэн-ити-рю - и несколько десятков мелких школ, выводящих свою генеалогию от Мусаси, различающихся по набору дисциплин (некоторые включают дзю-дзюцу, дзюттэ-дзюцу и др.) и по используемой технике и оспаривающих право называться "истинным учением Миямото Муса- си".

Сведения о Миямото Мусаси крайне противоречивы. Hапример, по некоторым данным он дожил до "почтенных" 125 лет. Кроме того, у "того самого" Миямото Мусаси было подозрительно много однофамильцев-фехтовальщиков - как минимум 8 (некоторые из них к тому же еще и были связаны с Эммэй-рю или Hитэн ити-рю), которые различа- лись лишь третьими именами:

1. Миямото Мусаси-но ками Ёсимото;

2. Миямото Мусаси Кадохира;

3. Миямото Мусаси Масана;

4. Миямото Му- саси Ёситака;

5. Миямото Мусаси Hагаёси;

6. Миямото Мусаси-но ка- ми Ёсикару (Гикэй);

7. Миямото Мусаси-но ками Ёсисада;

8. Миямото Мусаси Тадами.

Все это наводит на грустную мысль о том, что ныне известный Миямото Мусаси - интересная увлекательная легенда, но не более. Фактически это образ, выработанный народными преданиями на основе слухов, циркулировавших вокруг многочисленных Мусаси.


Алексей Горбылёв

Книга пяти колец

Содержание

Московская Центральная Школа Седокан Айкидо http://www.shodokan.narod.ru

Размещенный материалы не несут коммерческого характера.

При использовании материалов с данного ресурса автор будет благодарен за размещение ссылки на этот сайт

http://www.shodokan.narod.ru

Rambler's Top100Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Яндекс цитирования alt=""